Верховный суд разъяснил: размещать рекламу на любой части жилого дома без согласия жильцов нельзя
Очень важное разъяснение сделал Верховный суд, когда разбирал спор коммерсантов и ТСЖ. Спорили стороны о рекламе на жилом доме. Важный момент спора - висела эта броская реклама мебельного салона не на самом доме, а на его "нежилой" части - пристройке к дому, в которой размещался магазин.
Но коммерсанты продолжают искать в этом правиле лазейки, позволяющие не платить жильцам положенных им отчислений. Одна из таких лазеек - размещение рекламы на пристроенных к дому помещениях, в которых, как правило, размещают магазины, клубы, разнообразные салоны. Вот для такого случая и важны разъяснения Верховного суда РФ.
Верховный суд расширил право управдомов на доступ в квартиры граждан
В суд обратилось ТСЖ, а ответчиком по иску стал магазин, который арендует коммерческое помещение в многоквартирном доме. Спорная вывеска, из-за которой начался суд - с наименованием мебельного бренда, - была установлена магазином на "своем", то есть "нежилом" фасаде, прямо над окнами второго этажа арендованных нежилых помещений.
В первой инстанции магазин победил. Вот какие аргументы в пользу такого решения привел суд. По его мнению, у многоквартирного дома есть нежилая пристройка, "которая имеет фасад, отличный от стен жилого дома". И спорная вывеска расположена на фасаде именно нежилой пристройки, в которой "жилые помещения отсутствуют". При размещении вывесок ответчиком "не задействованы инженерные элементы дома, находящиеся в общей долевой собственности всех собственников помещений". Да и информация на спорной вывеске, по мнению суда, это просто "сведения о виде деятельности организации в целях доведения этой информации до потребителей". В этих сведениях "нет ни конкретных указаний на товар (работы, услуги), ни на условия их приобретения или использования, иных данных, что позволило бы квалифицировать такую информацию в качестве рекламной".
Вот с такими выводами Верховный суд и не согласился. По его мнению, спорная вывеска - именно реклама. И вот почему. Так называемые "нерекламные" вывески с информацией для потребителей, по местным правилам благоустройства, должны располагаться у входа или на входных дверях в здание, помещение, а их допустимый размер составляет не более 60 см на 40 см. Вывеска, из-за которой начался наш спор, имеет размеры 0,9 м на 6 м и расположена вовсе не у входа.
Но даже не это главное - вывеска "не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", в том числе сведения о режиме работы и организационной форме".
А еще есть Закон "О рекламе". В его статье 19 сказано следующее: установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. В самом Жилищном кодексе есть статья 36. В ней записано, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и "иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, в том числе ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома". Исходя из технической и разрешительной документаций на здание многоквартирного дома, фасадная часть жилой и административной части здания входят в состав общего имущества собственников помещений.
А еще кодекс говорит о том, что объекты общего имущества в многоквартирном доме передавать "иным лицам" можно, но только по решению собственников помещений, принятому на общем собрании. В нашем случае общим собранием собственников этого дома было принято решение "о взимании платы за использование общего имущества для размещения рекламных конструкций и вывесок".Но рекламодатель все обращения банально проигнорировал.