ИНТЕРВЬЮ
17:30 / 28 ноября 2021

Онега из прошлых столетий. Часть 1

Не так давно вышла в свет новая книга об Онеге «Город в призме веков». Её автор – известный краевед Василий Валентинович Елфимов. Можно с уверенностью утверждать, что книга стала настоящим бестселлером. Хорошо раскупается онежанами и иногородними жителями. Пользуется заслуженным спросом. Многие интересуются историей своего города, в особенности молодёжь.


     Мы воспользовались случаем и попросили автора дать интервью нашей газете, на что Василий Валентинович любезно согласился.
Расскажите немного о себе. С чего начался интерес к истории родного города?

-Увлечение историей началось ещё со школы. Родился я в Онеге и учился в четвёртой школе. В этом случае говорят всегда так: «Учителя хорошие были». Это – Зинаида Ивановна Магунова и Клавдия Ивановна Филянова. Наши историки. С Клавдией Ивановной мы знакомы поверхностно, она меня не учила, а вот Зинаида Ивановна учила. Помню, нас в шестом или седьмом классе, когда ещё пионерами были, впервые привлекли к краеведению. Весь класс ходил тогда по старым красным партизанам, которые здесь жили и к ветеранам Великой Отечественной войны - выпускникам 1942 года. А в девятом классе, когда я уже в комсомоле был, меня избрали в комитет комсомола школы и направили на краеведческий сектор, то есть я заведовал школьным музеем целый год. Но не один, а со своим товарищем Сергеем Кабриным. Вот так потихоньку увлечение и осталось. Потом я школу окончил. Из Онеги уехал. В экспедициях работал.

А экспедиции какие были? Археологические?

- Нет. Геодезия. Топография. Карты военные и гражданские составляли. Окончил Государственный Ленинградский университет. И вот когда на пенсию вышел, времени свободного много стало. Надо было искать какую-то нишу, чтобы себя чем-то занять, потому что без дела сидеть скучно. В 2010 году моя старшая сестра из Архангельска занималась родословной, вот и подтянула меня к этому. Я начал заниматься родословной матери. Но когда родословную изучаешь, начинаешь изучать и населённые пункты, их историю. Появляется много всякого побочного материала, который собирается и отдельно откладывается. А про Онегу такая штука. Вот даже берём, к примеру, книгу нашего товарища Григория Дмитриевича Калинина. Читаем. Там есть такие моменты. Онега впервые упоминается в 1137 году. Я не согласен с этим. Пересмотрел книги тех, кто серьёзно занимался изучением этого вопроса. Всё вроде бы сходится, но точной линии описания нет. Когда познакомился с Алексеем Геннадьевичем Едовиным из Архангельского областного музея, он мне подсказал: «Вот почитай мою диссертацию о локализация пунктов Уставной грамоты Святослава Ольговича 1136-1137 годов».

Едовин относит этот погост на море не к Онеге, а к Луде и Уне, то есть к истинно поморским селениям. Стало интересно. И потихоньку-потихоньку я решил заняться книгой и этими спорными моментами, чтобы более-менее, опираясь на архивные документы, уточнить. Но, естественно, про самые ранние века у нас документов практически нет. Например, Андрей Александрович Титов собиратель и издатель древнеславянской и русской письменности в 1889 году в “Двинской летописи 14-18 век ” пишет, что пришли литовцы и изменники в 1613 году. Разбойники много всего уничтожили, в том числе и Онежский погост. Потому что тогда Каргопольский уезд делился на два стана - Устьмошский и Турчасовский. Открываю собрание русских летописей, тот же самый текст, но только написано Конечный погост. Откуда взялось слово «онежский»? Непонятно. Выходит, притянуто. Вот на основе этого стал такие моменты отражать. Про Турчасово также много вопросов. Что было раньше, Турчасово или Городок? Я отношусь к той точке зрения, что ранее был всё же Городок, а позже Турчасово. Просто про Турчасово осталось больше сведений. Про Городок практически ничего. Одно только название Городок Рогонима.

Ваша книга подробно рассказывает и показывает на многочисленных планах, как застраивался город? Планы строительства? Как известно, первый план был от Екатерины Второй? А у вас в книге с какого периода начинается? Насколько известно, вы не первый исследователь в этом направлении, в других книгах об Онеге уже были подобные планы.

- Вот именно с этого периода и начинается, но более подробно. Есть Екатерининский, в 1784 году – самый первый, а потом уже все остальные. Кардинально план изменился после утверждения Александром Первым в 1817 году. К первоначальному плану 1784 года уже дорисовали небольшой кусок по руслу реки.
Город делился тогда на верхи и низы?

- Верхи и низы - это у нас такое народное название осталось. Раньше так не говорили. Город делился на четыре слободы. По сути - это четыре деревни. Одна церковная при погосте, вторая Даниловская, третья Кишутинская и последняя Никитинская (Мининская-Микитинская). Основаны Данилой, Кишутой и Миной (Микитой). Вот и получается в такой последовательности от устья реки Онеги погост - Погощенская слобода (Морской порт и Площадь Шабалина с Онежским ДК), затем нижняя часть, средняя и Верхняя (Верховье). Потом уже остались только Низы - Верхи. Теперь из всех этих названий осталось только одно Верховье. Низовьем не называем. Серединой тоже. Погост уже забыли.

Интересный момент. По поводу Погощенской площади. Там было кладбище?

- Да, на погосте кладбище. Старый погост. В Древней Руси погост означал «податный округ». По словопроизводству погост имеет несомненную связь со словом “гостить”. Со временем слово приобрело другой смысл и стало означать кладбище. При кладбище всегда были церкви. Раньше-то ведь старались хоронить возле церквей. Народу было намного меньше, и поэтому там и хоронили всех. А потом уже, когда кладбище переполнилось, открыли новое кладбище. Там, где сейчас Свято-Лазаревская церковь стоит. Кладбище Старый погост закрыли в 1791 году.

В своё время с Сергеем Головченко у нас возник спор по этому поводу. Он ссылался на известную книгу. Есть такая - “Русский провинциальный некрополь” (1914 года). Там указаны несколько могил онежан, якобы похороненных у Троицкого собора. Я в свою очередь не соглашался с этим утверждением. Троицкий собор - это Троицкий собор. Отдельная структура. Могил там быть не может. Кладбище было только у Свято-Лазаревской церкви. Он мне показывал описание перечисленных могил в книге. Тогда я задался целью - найти хотя бы одну могильную плиту с похожим именем. Списал из этой книги несколько фамилий и пошёл искать к Лазаревской церкви эти могильные плиты. Ходил со щупом, натыкался на плиту, разрывал, смотрел. Нашёл практически 50 процентов этих захоронений там. У Троицкого собора никого никогда не хоронили. Все эти могилы находятся или находились у Свято-Лазаревской кладбищенской церкви. Возможно, произошла ошибка при передаче данных для этой книги. А церковный погост и церковная деревня были на месте площади Шабалина и Онежского Дворца культуры, там находилось самое первое древнее кладбище города. Когда экскаватором рыли котлован под фундамент нового Дворца культуры, с ковша из-под земли стали вылезать наружу кости и черепа. Люди в ужасе разбегались. Вот я и говорю, что у нас беды по стране идут от того, что мы забываем о своих предках и на месте старых захоронений делаем что угодно, не заботясь о сохранении памяти об усопших.

Видимо, это связано с революционными событиями, тогда всё это началось. Сносить и разрушать, а потом возводить новое. В советское время велась политика уничтожение церквей или их переделка. Перевернули всё с ног на голову. Там ведь на прежней Погощенской площади, как известно, был когда-то установлен памятник царю-освободителю Александру Второму и разбит парк?

-Да. В 1911 году.

Кладбище тогда ещё было?

- Нет. Уже тогда там был парк. Об этом постарался городской голова Моисей Пахомов. Уже в то время кладбище давно было закрыто и заросло, но жители города знали о его существовании. Навезли саженцев тополей и засадили пустырь. Решили там ничего не строить, а сделать просто парк. Может быть, это было самое разумное решение. Вот взять наше старое кладбище, которое находится по дороге на пансионат. Я помню, сколько там было могил, сейчас уже ничего нет. Это кладбище 30-х годов 20 века. Название кладбища Народное старое.

А закрыли его когда?

- У меня там дед похоронен. Он в 1952 году умер. То кладбище фигурировало вместе с Верховским старым. Потому что там, на Верховском, самое старое захоронение 32-го года 20 века. То есть эти два кладбища существовали в городе параллельно.

И вот такой ещё момент, Василий Валентинович, хотелось бы узнать, какой информации больше в Вашей книге. О людях, об истории улиц, о домах, об истории города в целом в сложные исторические периоды войны и разрухи?
    
- О людях в первой части практически нет сведений. Только об онежском купечестве и торгующих крестьянах. В приложении - да. Там представлены материалы из переписных и писцовых книг, ревизских сказок 16-18 веков и ведомость о купечестве и мещанстве 1780 года, когда Онега получила статус города.

И есть исторические фото жителей города, улиц, домов?

- Какие-то есть, да. Основная цель книги была в том, чтобы рассказать, как развивался город и как он застраивался согласно плану. Ну а поскольку тут коснулись строительства отдельных кварталов и домов, скажем, того же дома казначейства, уже имя Василия Корчажинского всплыло. Значит, требовалось про него рассказать. Кто он такой? А про него рассказать почему? Потому что, например, есть у нас здание милиции старой. Знаете, наверное? В этом доме якобы жил Василий Васильевич Корчажинский. Так вот. Он в этом доме никогда не жил.

Почему?

- Потому что он уже умер к этому времени, когда этот дом каменный появился. Строил этот дом его сын Александр. А Василий Васильевич жил в деревянном доме, который стоял ещё раньше, вместо этого каменного.

    
Продолжение во второй части

Беседовал Александр АНТИПОВ

Фото автора

Край родной


Культура


Молодежь


Недвижимость

Агропром    Акции    Антикоррупция    Арктика    Армия    Безопасность    Бизнес    Благотворительность    Благоустройство    Бюджет    Визит    Власть    Выборы    Выставка    Глубинка    Городское    Госимущество    Госконтроль    Госпрограммы    Госуслуги    Губернатор    Даты    Дороги    Доступная среда    Доходы    ЖКХ    Законотворчество    Здравоохранение    Земляки    Инвестиции    Интервью    История    Комфортная среда    Конкурсы    Конфликт    Край родной    Культура    Леспром    Майские указы    Мнение    Молодежь    Награды    Назначения    Нам пишут    Наука    Нацпроекты    Недвижимость    НКО    Нужна помощь    Облсобрание    Образование    Общество    Отдых    Правопорядок    Происшествия    Прокуратура    Промыслы    Промышленность    ПФР    Развитие    Районы    Регион    С праздником!    Связь    Семья    События    Соцзащита    Спорт    Стратегия    Строительство    Судьбы    Творчество    Транспорт    Туризм    Экология    Экономика   

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.