ОБЩЕСТВО
15:50 / 17 октября 2021

Как жители архангельских деревень спасают свои храмы

Можно ли спасти памятники Русского Севера в уходящих деревнях? Пока специалисты спорят об этом на научных конференциях, жители глубинки переводят решение вопроса в практическую плоскость. Сами собирают деньги и берутся за инструменты.

О том, как мужики пить бросили

- В Архангельской области, по информации на 2012 год, находилось 1943 объекта культурного наследия, сегодня - наверняка меньше. В целом полтора процента всех объектов культурного наследия России - на территории региона. А по количеству деревянных памятников Архангельская область на первой позиции в стране, - рассказывает один из ведущих специалистов по архитектуре Русского Севера, член федерального научно-методического совета Минкультуры РФ Михаил Мильчик. - Памятники - зримая часть нашей национальной культуры. Забота о них - это, собственно, и есть патриотизм. А утрата каждого - национальная трагедия.

А вот для живущих рядом с уходящими храмами это и трагедия личная. Особенно больно тем, у кого в строительстве церквей принимали участие прадеды. Неслучайно на Севере появились истории спасения храмов "снизу", когда северяне начинают действовать, не дожидаясь решений "сверху".

В 2017 году "Российская газета" рассказывала о жителях вельского села Пежма. В начале 2000-х местные большухи, как называют на Севере хранительниц очага, решили "разбудить" своих мужиков и спасти главный храм села - каменную Богоявленскую церковь. Деньги на мегапроект собирали дедовским способом - по кругу. Подключились члены Поморского землячества в Москве, волонтеры, главы района и муниципального образования "Пежемское" - у местных администраций тоже есть ресурсы.

Словом, уже 15 лет белокаменный красавец храм объединяет жителей Пежмы и земляков-горожан. Он и сегодня в лесах: в 2021 году местный ТОС снова выиграл грант на стройматериалы, специалисты завершили облицовку и побелку стен. Тем временем попечительский совет начал собирать деньги на восстановление шпиля колокольни. Благотворителей нашли, дело за подрядчиками...

Кстати, часовни вокруг Пежмы - Казанскую в деревне Берег, деревянный "восьмерик" в Семеновской и все остальные - местные жители тоже привели в порядок. Само собой, не реставрировали - реанимировали, спасая от снега, ветра и дождя. Тем временем многие местные мужики, по словам главы Пежмы Владимира Трапезникова, перестали пить - времени на это у них больше нет.

Стройматериалы завозили вездеходами

Десять лет подряд жители мезенской Кимжи на всех уровнях власти добивались реставрации уникальной Одигитриевской церкви, объединили ресурсы государства и свои - и в прошлом году довели дело до конца. В Шенкурском районе решились на такой же сложный проект - сохранить Никольский храм бывшего Химаневского прихода в деревне Глухая Коскара - не касаясь стен, залатать кровлю, пока вода не начала разрушать памятник изнутри.

Места эти еще в 1315 году стали частью владений новгородских бояр Своеземцевых. В 1420-х глава семьи - посадник Василий Степанович - начал строить на Ваге собственный городок, затем монастырь, а в окрестных деревнях, в том числе в Химанево, возводил храмы. Но дерево нередко уничтожал огонь, поэтому прихожане старались заменить его на камень. Это и сегодня шокирует туристов: парят на шенкурских крутоярах - в Корбале, Усть-Леди, Коскаре - величественные каменные храмы, вокруг которых лепятся пустые избы.

Кстати, прихожане строили и содержали их на собственные средства, в том числе в Коскаре: Никольскую церковь здесь заложили в XIX веке на деньги семьи Матвеевых. Позднее Матвеевы стали купцами на Вытегре, но родовой храм поддерживали. Причем сложен он из кирпича настолько ладно и крепко, что без реставрации стоит уже больше ста лет. А вокруг на десятки километров - ни души. Последняя жительница, Марфа Елизарова, умерла в 1982 году.

- Десять лет назад на колокольню еще можно было забраться по лестнице. Но "попад" туда... Места дикие, по пояс трава, бурелом. Дома стоят с открытыми дверями и выбитыми стеклами. Между тем в храме даже роспись на стенах жива, - рассказывает научный сотрудник Шенкурского районного музея Клавдия Дунаева.

В эти "непопадные" места шенкуряне завезли стройматериалы, кровельное железо, собрали деньги на работу высотников-кровельщиков. Причем доставляли все это... многократными рейсами вездехода.

Турпрограмма - на любой вкус

Опыт Пежмы и Кимжи подсказывает, что будущее есть даже у самых долгосрочных проектов. Правда, в Коскаре сегодня не живут даже дачники.

- Деревню не возродить в первоначальном смысле, но выход, я считаю, есть - строить гостевые дома, привлекать туристические организации, - говорит Михаил Мильчик. - Если организовать рекламу, продумать логистику - туристы поедут. И не только ради храмов: ловить рыбу, собирать грибы и ягоды или просто пожить на лоне природы. Посмотрите, как сегодня автомобильный туризм развивается, - это не фантастика, а вполне реальная история.

Кстати, гостевые дома в Шенкурском районе сегодня стали очень популярны. Начиная с 2020-го жители Москвы и Петербурга разбирают не только их, но и пустовавшие ранее избы - кто в аренду, кто в собственность. Предложение, как говорится, ограничено. А цены более чем доступны. В Одинцовской, к примеру, плата за сутки не превышает тысячи рублей. Турпрограмма - на любой вкус. В Ваге на удочку клюет 18 видов рыбы, а как прекрасны сосновые боры Шенкурья, пропитанные солнцем!..

Тем временем шенкуряне планируют новую экспедицию по спасению храма.

- На колокольне нужно скорее кровлю перекрыть, а там и основной храм - пять куполов, - объясняет один из инициаторов проекта Сергей Попов. - Если этого не сделать в ближайшее время, разрушение будет продолжаться катастрофическими темпами.

Конечно же, государство выделяет средства на восстановление памятников. Так, в Архангельской области программа "Культура Русского Севера" получила более 12 миллиардов рублей на пять лет. Но это деньги на все - ремонты театров, библиотек, музеев. По информации регионального минкульта, в прошлом году обследовано 180 объектов культурного наследия, выявлено 10 новых, контрольные мероприятия проведены в 136. В "программный" список противоаварийных и реставрационных работ вошли памятники в Архангельске, Каргополе, Сольвычегодске, Пинежье: всего с десяток пунктов. Но их в десятки раз больше (правда, сюда не входят нацпарки, Соловки и Новодвинская крепость, где на реставрацию выделяются серьезные федеральные средства).


Российская газета - Неделя - Северо-Запад № 234(8585)
Текст: Татьяна Сухановская




Похожие материалы


Глубинка


Городское


Госуслуги


ЖКХ

Агропром    Акции    Антикоррупция    Арктика    Армия    Безопасность    Бизнес    Благотворительность    Благоустройство    Бюджет    Визит    Власть    Волонтёрство    Выборы    Выставка    Глубинка    Год молодёжи    Год семьи    Городское    Госдума    Госимущество    Госконтроль    Госпрограммы    Госуслуги    Губернатор    Даты    Добровольчество    Дороги    Доступная среда    Доходы    Духовное    ЖКХ    Законотворчество    Здравоохранение    Земляки    Импортозамещение    Инвестиции    Интервью    История    Кадры    Комфортная среда    Конкурсы    Конфликт    Край родной    Культура    Леспром    Майские указы    Международные связи    Мнение    Молодежь    Награды    Назначения    Нам пишут    Наука    Нацпроекты    Недвижимость    НКО    Нужна помощь    Облсобрание    Образование    Общество    Отдых    Официально    Память    По страницам газеты    Правопорядок    Президент    Происшествия    Прокуратура    Промыслы    Промышленность    Профессионалы    Путешествия    ПФР    Развитие    Районы    Регион    С праздником!    Связь    Семья    События    Соцзащита    Спорт    СТОПМОШЕННИК    Стратегия    Строительство    Судьбы    Творчество    Транспорт    Труд    Туризм    Финграмотность    Экология    Экономика    Энергетика    Юбиляры   

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.