ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО
13:25 / 25 марта 2021

15 областных законов принято на состоявшейся сессии областного Собрания

Всего в ходе сессии рассмотрено 27 законопроектов. 23 проекта областных законов инициированы губернатором и правительством области, один проект областного закона – губернатором области совместно с депутатом областного Собрания Иваном Новиковым и три – депутатами областного Собрания.

15 областных законов приняты во втором чтении: 13 из них внесены губернатором и правительством области, два – депутатом областного Собрания Игорем Чесноковым, в ближайшее время документы поступят для подписания главе региона.

Шесть областных законов, внесенных губернатором и правительством, утверждены сразу в первом и втором чтениях.

11 проектов областных законов будут рассмотрены во втором чтении на сессии областного Собрания 21 апреля. Из них 10 проектов внесены губернатором области, один документ – губернатором совместно с депутатом Иваном Новиковым.

Расширение налоговых льгот для ТОСЭР

Такой законопроект принят сразу в двух чтениях. Им установлены пониженные налоговые ставки по единому сельскохозяйственному налогу и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для резидентов территории опережающего социально-экономического развития. На территории области действует ТОСЭР «Онега». Резидентами ТОСЭР по состоянию на начало текущего года были две организации, реализующие инвестиционные проекты в сфере туризма и организации семейного отдыха.

По единому сельскохозяйственному налогу пониженные налоговые ставки областным законом определены: в размере 1% – в течение первых пяти налоговых периодов; в размере 3% – в течение последующих пяти налоговых периодов.

По налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налоговые ставки областным законом определены в размере: в случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов: в размере 5% – в течение первых пяти налоговых периодов и 7,5% – в течение последующих пяти налоговых периодов; в случае если объектом налогообложения являются доходы: в размере 1% – в течение первых пяти налоговых периодов и 3% - в течение последующих пяти налоговых периодов.

Указанные льготные ставки применяются при одновременном выполнении требований, установленных областным законом.

Со слов заместителя министра экономического развития, промышленности и науки области Евгении Шелюк, объем налоговых расходов в связи с установленными льготами по УСН оценивается в 8,7 млн руб.

Льготы по транспортному налогу для многодетных семей станут бессрочными

Такой законопроект подготовлен областным министерством труда, занятости и социального развития совестно с правовым департаментом администрации губернатора и правительства области.

Законопроект принят сразу в двух чтениях и освобождает многодетные семьи с 1 января 2020 года от уплаты транспортного налога, независимо от исчисления данного налога. Объем налоговых расходов областного бюджета в связи с предоставлением данных льгот в 2021 году оценивается в сумму более 11,7 млн руб.

Ранее эта льгота была по инициативе губернатора области Александра Цыбульского предоставлена многодетным семьям в отношении транспортного налога, исчисленного за 2019 год. Теперь по инициативе главы региона льгота станет бессрочной. По состоянию на 1 января 2021 года на учете в областном центре социальной защиты населения состоит 11 379 многодетных семей.

Исполняющий обязанности министра труда, занятости и социального развития области Федор Терентьев также пояснил, что областным законом вводится беззаявительный механизм предоставления льготы по транспортному налогу для иных налогоплательщиков – физических лиц.

Новые расходы областного бюджета и бюджета ТФОМС на приоритетные направления

В первом и втором чтениях приняты изменения в областной бюджет на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Министр финансов области Елена Усачева в ходе своего выступления обратила особое внимание на отдельные вопросы:

  • расходы на программу переселения граждан из аварийного жилья увеличены на 1625,5 млн рублей за счет остатков средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на 1 января 2021 года (в размере 939 млн руб.) и дополнительных поступлений от данного фонда в 2021 году (в размере 686,5 млн рублей);
  • по соглашению с Газпромом в областной бюджет 2021 года включены дополнительные безвозмездные поступления в сумме 392 млн рублей и 3 млн рублей за счет неизрасходованных остатков на начало года;
  • предельный размер государственного долга снижен на 1 653 млн рублей за счет прогнозируемых дополнительных доходов в сумме 1 150 млн рублей и на 503 млн рублей по причине того, что фактический госдолг на 1 января 2021 года сложился в меньшем объеме, чем прогнозировалось на 2021 год.

Программа заимствований также снижена на 1 150 млн рублей за счет прогнозируемых дополнительных доходов.

В двух чтениях приняты корректировки бюджета территориального фонда ОМС на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Они представлены директором территориального фонда Натальей Ясько.

Совершенствуется бюджетный процесс

Во втором чтении по данному вопросу принят областной закон, подготовленный правовым департаментом. Документом предусмотрена возможность проведения наряду с публичными слушаниями общественных обсуждений по проекту областного бюджета и проекту годового отчета об исполнении областного бюджета.

Общественные обсуждения проводятся в режиме видео-конференц-связи. Определена процедура проведения и подведения итогов общественных обсуждений. Правительство области организует проведение общественных обсуждений. К основаниям их проведения отнесено введение на территории области режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, ограничительных мероприятий (карантина), чрезвычайного или военного положения.

Крайний срок проведения слушаний (обсуждений) – не позднее чем за десять дней до рассмотрения областным Собранием проектов указанных законов.

Областным законом усовершенствованы процедуры проведения публичных слушаний по указанным проектам.

Также в соответствии с областным законом основные направления бюджетной и налоговой политики области утверждаются постановлением правительства области.

Скорректированы иные бюджетные полномочия правительства области по принятию решений о предоставлении субсидий юридическим лицам. В частности, расширен перечень организаций, которым могут быть предоставлены субсидии из областного бюджета.

Новый механизм определения прожиточного минимума

Такой областной закон принят во втором чтении. Он разработан министерством труда, занятости и социального развития области совместно с правовым департаментом.

Изменения обусловлены федеральным законом, которым предлагается отказаться от подхода к расчету величины прожиточного минимума на основании потребительской корзины и взять за основу такого расчета коэффициент региональной дифференциации. Данный коэффициент рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по России и величины прожиточного минимума на душу населения в области в порядке, установленном Правительством России.

На 2021–2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величины прожиточного минимума на душу населения в области, установленного на 2021 год, до величины прожиточного минимума на душу населения в области, рассчитанного с учетом коэффициента региональной дифференциации.

Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в области с учетом новых подходов, используется в том числе в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии. На 2021 год величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии определяется постановлением правительства области в размере 12 014 рублей, поскольку такая величина установлена с 1 января 2021 года областным законом.

Упрощенный порядок предоставления земельных участков для ветеранов боевых действий

Такой проект закона принят в первом чтении. Им предлагается ввести упрощенную процедуру предоставления ветеранам боевых действий земельных участков, находящихся в публичной собственности, в аренду (без проведения торгов).

Таким правом граждане вправе воспользоваться при следующих условиях:

  • приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;
  • признание ветерана боевых действий нуждающимся в жилом помещении;
  • однократность предоставления земельного участка конкретному ветерану;
  • согласие ветерана боевых действий на заключение договора аренды;
  • предоставление земельного участка в границах муниципалитета, где ветеран поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Министр имущественных отношений Ирина Ковалева отметила, что в настоящее время на территории области проживает 12 728 ветеранов боевых действий. Из них 261 нуждается в улучшении жилищных условий.

Процедура присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области» станет проще

В первом чтении поддержаны изменения, направленные на совершенствование процедуры присвоения звания «Ветеран труда Архангельской области».

Согласно этим изменениям, лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», по своему выбору вправе представить заявление и документы: непосредственно в областное учреждение социальной защиты по месту жительства самостоятельно или через представителя; заказным почтовым отправлением; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо региональный портал государственных и муниципальных услуг или Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Со слов Федора Терентьева, в настоящее время указанные документы подаются гражданами лично и непосредственно в учреждение по месту жительства. По его мнению, реализация таких изменений позволит значительно упростить в целом для граждан процедуру присвоения указанного звания.

Граждане смогут получить удостоверение областного ветерана труда также через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Дополнительное образование для женщин в декрете

Речь идет об обучении женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Изменения в областной закон по данному вопросу поддержаны во втором чтении. 

Они подготовлены правовым департаментом и позволяют реализовать право на получение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) по месту пребывания. До этого женщины вправе были реализовать такое право только по месту жительства.

Социальная поддержка граждан – собственников жилых помещений, проживающих в аварийных домах

Сразу в двух чтениях принят областной закон, направленный на обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Данным законом введен механизм предоставления выплаты собственникам жилых помещений в аварийном жилищном фонде субсидии на строительство или приобретение жилых помещений за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Им определены условия предоставления такой субсидии:

  • отсутствие у собственников на дату признания многоквартирного дома аварийным иных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, находящихся в их собственности либо занимаемых на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
  • обеспечение Архангельской области средствами финансовой поддержки от Фонда содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

На данную поддержку вправе рассчитывать собственники жилых помещений в МКД, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года. Именно на такой период предусмотрено предоставление средств указанного фонда.

Поскольку переселение граждан из аварийного жилищного фонда – это прежде всего задача органов местного самоуправления, областным законом органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению собственникам жилых помещений в аварийных домах указанной субсидии. Предусмотрен механизм расчета объемов субвенций местным бюджетам на осуществление данных полномочий. Контроль за реализацией этих полномочий осуществляет областное министерство ТЭК и ЖКХ.

Министр ТЭК и ЖКХ области Дмитрий Поташев обратил внимание на то, что на финансирование реализации указанных изменений в областной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы» предусмотрены средства в размере свыше 220 млн руб. Они получены за счет финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Изменения в сфере образования

С таким законопроектом, принятым в первом чтении, выступил министр образования области Олег Русинов.

Согласно законопроекту, обучающийся, не прошедший индивидуальный отбор при приеме (переводе) в образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, имеет право продолжить обучение в тех же образовательных организациях.

В случае отсутствия в них классов без углубленного изучения либо иного профиля обучения, свободных мест в этих классах учредитель такой организации обеспечивает устройство ребенка в другие территориально доступные образовательные организации. Это позволит реализовать правовую позицию Конституционного Суда России в части гарантий права на образование, изложенной в Постановлении от 23 июля 2020 года №39-П.

Исключается норма о возможности проведения с пятого класса индивидуального отбора при приеме либо переводе в образовательные организации для получения среднего общего образования в классы с углубленным изучением. Она не соответствует федеральному образовательному стандарту среднего общего образования, утвержденному Министерством образования и науки России.

Питание детей в детских лагерях

Областным законом, принятым во втором чтении, предлагается в отдельных областных законах, регулирующих вопросы питания детей в детских лагерях, использовать понятие «питание детей» вместо понятия «набор продуктов питания для детей». 

Это обеспечит приведение терминологии этих законов в соответствие с терминологией, применяемой в федеральных законах. Данный закон вступает в силу с 1 января 2022 года. 

Это позволит актуализировать нормативы питания детей и согласовать с муниципалитетами размеры субвенций для реализации органами местного самоуправления государственного полномочия по питанию детей в летних лагерях.

Совершенствование государственного управления

Изменениями, поддержанными во втором чтении, урегулированы вопросы создания, реорганизации, переименования и упразднения исполнительных органов власти. Эти изменения подготовлены правовым департаментом с учетом сложившейся практики.

Скорректированы полномочия операторов государственных и муниципальных информационных систем при использовании квалифицированной электронной подписи в таких системах.

Ответственность в сфере обращения с безнадзорными животными

Областной закон об административной ответственности в данной сфере принят во втором чтении. Им введена административная ответственность за нарушение требований областного порядка осуществления деятельности в сфере обращения с безнадзорными животными и организации деятельности приютов для животных.

К примеру, к административной ответственности сейчас будут привлекаться за отлов безнадзорных животных неуполномоченными лицами, несвоевременный отлов таких животных, за нарушение порядка хранения документации в отношении безнадзорных животных, нарушение минимальных требований к организации деятельности приютов для животных и требований к предельному количеству животных в приютах.

Полномочиями по составлению протоколов по указанным административным составам наделена региональная инспекция по ветеринарному надзору.

Принятие такого областного закона – завершающий этап реализации концепции федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обеспечения исполнения установленных на областном уровне обязанностей лицами, осуществляющими деятельность по обращению с безнадзорными животными, посредством введения на уровне региона административной ответственности.

Совершенствование законодательства в сфере местного самоуправления

Поддержаны во втором чтении изменения, направленные на развитие местного самоуправления, обусловленные принятием трех федеральных законов.

Муниципальные служащие и другие работники органов местного самоуправления, увольняемые в связи с ликвидацией таких органов вследствие создания муниципальных округов, вправе получить выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства или единовременную компенсацию. В настоящее время они имеют право только на средний месячный заработок на период трудоустройства.

Праву глав поселений, председателей и депутатов представительных органов муниципальных районов и поселений на единовременную компенсацию в случае их избрания в представительный орган муниципального округа придана обратная сила (с 1 января 2021 года).

Создана правовая основа для проведения схода граждан на части территории населенного пункта по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на этой территории.

Оценка регулирующего воздействия в отношении проектов муниципальных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций на период действия режимов чрезвычайных ситуаций, не проводится.

Упрощается строительство газопроводов

В первом и втором чтениях принят областной закон, которым дополнен установленный областным законом перечень случаев, при которых выдача разрешений на строительство не требуется, новым случаем – строительство, реконструкция объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 МПа включительно.

По мнению Дмитрия Поташева, реализация указанного закона исключит избыточные процедуры согласования в связи с оформлением соответствующих прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности, обусловленные строительством газопроводов, и, как следствие, значительно снизит сроки строительства таких объектов и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Создается основа для комплексного развития территорий

В первом чтении поддержаны комплексные изменения в отдельные областные законы в сфере градостроительной деятельности. Ими вводится правовая основа для комплексного развития территорий в области. Правительство области и иные исполнительные органы региональной власти наделяются широкими полномочиями в данной сфере.

Заместитель руководителя администрации – директор правового департамента Игорь Андреечев отметил, что это позволит создать необходимые условия для застройки населенных пунктов прежде всего многоквартирными домами и объектами социальной, коммунальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и, как следствие, улучшить жилищные условия граждан, переселяемых из аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции.

Изменения в сфере имущественных и земельных отношений

Изменения касаются проведения комплексных кадастровых работ за счет средств областного бюджета, а также за счет внебюджетных средств.

Из областного закона о приватизации областного имущества исключены положения, предусматривающие применение минимального размера оплаты труда для целей, не связанных с трудовыми правоотношениями.

Новые меры в сфере пожарной безопасности

В первом чтении приняты изменения в сфере пожарной безопасности. Они представлены Игорем Андреечевым. Правительство области утверждает перечень населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров, а также ежегодный перечень территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства и огородничества, подверженных угрозе пожаров.

С 1 января 2022 года к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесены обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах данных муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов, создание муниципальной пожарной охраны.

На период действия особого противопожарного режима в области население может привлекаться для профилактики пожаров вне границ населенных пунктов. Это дополнительное требование пожарной безопасности.

Правовая основа обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112

В данной части внесены изменения в областные законы, разграничивающие полномочия органов региональной и муниципальной власти. Они обусловлены принятием и вступлением с 1 января 2022 года аналогичного федерального закона.

Законодательство в сфере охраны окружающей среды и охоты

Изменения в данной сфере приняты в первом чтении. Они подготовлены с учетом изменений федерального законодательства.

Согласно указанным изменениям, губернатор области вместо параметров осуществления охоты определяет ограничения охоты в случаях, предусмотренных правилами охоты. К таким ограничениям, к примеру, отнесено определение сроков охоты, допустимых для использования орудий охоты. Такие ограничения должны быть предварительно согласованы с Росприроднадзором.

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса осуществляет прием данных учета используемых объектов животного мира пользователями животным миром и объемов их изъятия. Исключается полномочие министерства по осуществлению государственного учета численности объектов животного мира. Данный учет ведется министерством в рамках государственного мониторинга объектов животного мира.

В соответствии с правками, порядок ведения, издания и распространения Красной книги Архангельской области в отношении охотничьих ресурсов устанавливается с учетом положений федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды, федерального закона «О животном мире», а также законодательства области в сфере охраны окружающей среды.

Сельское хозяйство, производство и оборот алкогольной продукции

В первом чтении приняты комплексные изменения, направленные на развитие сельского хозяйства, производства и оборота алкогольной продукции в регионе.

Законопроектом вносятся изменения в областной закон «О пчеловодстве» в связи с принятием базового федерального закона в этой сфере.

Корректируются основные направления государственной поддержки сельского хозяйства. Расширяется круг субъектов, получающих кредитные средства и консультационную помощь в сфере агропромышленного комплекса.

Уточняется компетенция регионального министерства агропромышленного комплекса и торговли в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Физическая культура и спорт

В первом чтении принят законопроект, предусматривающий приведение областного закона «О физической культуре и спорте в Архангельской области» в соответствие с изменениями федерального законодательства в указанной сфере.

Законопроектом значительно расширены полномочия правительства области, министерства по делам молодежи и спорту региона, а также скорректированы полномочия органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта.

Правительство области устанавливает порядок разработки программ развития видов спорта в области, принимает решения о создании региональных центров спортивной подготовки, согласовывает предложения о проведении на территории области международных официальных физкультурных мероприятий.

Министерство по делам молодежи и спорту области утверждает программы развития видов спорта в области и участвует в их реализации, ежегодно формирует и утверждает перечень значимых официальных физкультурных и спортивных мероприятий, проводимых на территории области, участвует в организации и проведении международных физкультурных мероприятий среди студентов на территории региона.

Молодежная политика

Законопроектом, внесенным губернатором области совместно с депутатом Иваном Новиковым и принятым в первом чтении, предлагается внести в областные законы «О молодежи и молодежной политике в Архангельской области» и «О поддержке молодых талантов в Архангельской области» комплексные изменения. Они обусловлены Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».

Законопроектом корректируются полномочия органов региональной власти и органов местного самоуправления в сфере молодежной политики, а также предусмотренные областным законом основные направления молодежной политики.

«Правительственные часы»

В рамках «правительственных часов» министром агропромышленного комплекса и торговли области Ириной Бажановой представлена информация о реализации государственной программы области «Комплексное развитие сельских территорий», а исполняющим обязанности министра здравоохранения региона Александром Герштанским – информация о состоянии зданий и сооружений областных медицинских организаций и реализации мероприятий по их строительству и капитальному ремонту в 2020 и 2021 годах.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области


События


Спорт


ПФР


Семья

Агропром    Акции    Антикоррупция    Арктика    Армия    Безопасность    Бизнес    Благотворительность    Благоустройство    Бюджет    Визит    Власть    Волонтёрство    Выборы    Выставка    Глубинка    Год молодёжи    Год семьи    Городское    Госдума    Госимущество    Госконтроль    Госпрограммы    Госуслуги    Губернатор    Даты    Добровольчество    Дороги    Доступная среда    Доходы    Духовное    ЖКХ    Законотворчество    Здравоохранение    Земляки    Импортозамещение    Инвестиции    Интервью    История    Кадры    Комфортная среда    Конкурсы    Конфликт    Край родной    Культура    Леспром    Майские указы    Международные связи    Мнение    Молодежь    Награды    Назначения    Нам пишут    Наука    Нацпроекты    Недвижимость    НКО    Нужна помощь    Облсобрание    Образование    Общество    Отдых    Официально    Память    По страницам газеты    Правопорядок    Президент    Происшествия    Прокуратура    Промыслы    Промышленность    Профессионалы    Путешествия    ПФР    Развитие    Районы    Регион    С праздником!    Связь    Семья    События    Соцзащита    Спорт    СТОПМОШЕННИК    Стратегия    Строительство    Судьбы    Творчество    Транспорт    Труд    Туризм    Финграмотность    Экология    Экономика    Энергетика    Юбиляры   

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.