Северянка вышивает храмы Онежского района и поморские артефакты
Это, прежде всего, вышитые свободной гладью сюжеты и образы о чём-то родном и очень ценном: церкви Онежского района, северные ягоды и растения, поморские дома…
А начиналось всё с создания семьи и рождения детей, которых у северянки трое.СЕМЬЯ, ПЕРЕЕЗД, ВЫШИВКА
Оксана вышла замуж и переехала из родного НАО в Архангельск в 2014 году. С погружением в материнство окунулась и в творчество, много вышивала крестом, стала фотографировать, что у неё, кстати, получается ничуть не хуже вышивки — взгляд художника везде найдёт и отразит красоту.
Несколько лет назад она решила отойти от вышивки крестом, попробовала так называемую свободную гладь и… увлеклась! Но вышивала по чуть-чуть, когда оставалось время, основная часть которого по праву принадлежит семье. Так бы, наверное, и творила «в стол», для себя, если бы не одно событие.
«КОНЕЧНО, ЕДЬ!»
Так сказал Оксане муж в ответ на её сомнения, стоит ли ехать на встречу с творческими людьми — такими же, как она, только живущими в Онеге. Несколько раз в соцсетях ей попадался пост-приглашение присоединиться к онежским мастерицам, но неуверенность в том, что Оксана делает что-то значимое (в отличие от других), а также тот факт, что она из Архангельска, мешали принять решение. Впрочем, с подачи супруга мастерица всё же оказалась в кругу талантливых женщин — сейчас они уже официально стали объединением «Онежонки».
Там, по её словам, был такой тёплый приём и такая лавина поддержки, что вот уже год мастерица не только творит свои уникальные вышивки, но и активно участвует с ними в ярмарках и фестивалях в составе «Онежонок» (а это «Ладья», «Белый июнь», «Тайбола» и др.).
Кстати, в «Онежонках» родилось такое точное и смыслообразующее название для мастерской Оксаны — «Около реки».
И там же, на одной из первых встреч возникла идея вышивать именно деревянные церкви Онежского района.
ГЕРОИ — ОНЕЖСКИЕ ЦЕРКВИ
Сейчас в «онежской серии» Оксаны насчитывается 42 работы, большинство из которых уже украшают чьи-то дома. Учитывая, что на некоторые панно уходит в общей сложности не менее 17-ти часов, которые мастерица выкраивает по остаточному принципу, цифра весьма внушительная! И это без учёта предварительной подготовки, когда она ищет информацию о том или ином храме, проникается историей, учитывая важные детали…
Сама возможность творческого осмысления наших истоков через прикосновение к духовному наследию очень вдохновляет и даёт силы. К тому же, эти работы позволяют помогать фондам «Вереница» и «Общее дело», которые занимаются восстановлением деревянных церквей на Севере: часть вырученных средств идёт на благотворительность. А ещё именно «онежские храмы» часто приобретают на память те, кто участвовал в их восстановлении.
- Северные храмы для меня — это про красоту, простоту и величие, глубину, веру, людей и силу. То, от чего место, где ты живешь, начинаешь любить и ценить ещё сильнее, — говорит Оксана.
МОЙ СЕВЕР
Но сейчас мастерица в каком-то смысле расширяет творческий диапазон: кроме онежских церквей появляются и другие вышитые северные сюжеты, связанные, например, с нашей природой, архитектурой. Оксана определила круг ценных для неё лично северных мест, которым будет и дальше посвящать свои творения. Это её родина, Ненецкий автономный округ, Няндомский район, Каргополье, Архангельск, ставшая такой любимой Онега… «Это Север, который я для себя открываю», — делится мастерица.
Елена Попова
Фото из личного архива Оксаны Константиновой
«Правда Севера»