БЕЗОПАСНОСТЬ
16:00 / 27 октября 2022

Банки начнут информировать полицию о мошенниках

МВД сможет оперативно получать из Центробанка информацию о случаях мошенничества со счетами и картами граждан. В первую очередь - о телефонных обманах.

Телефонные мошенничества стали настоящей эпидемией. И, как вирус, они мутируют, подстраиваясь под текущую ситуацию. Позавчера это было "мама, я попал в беду, срочно заплати". Вчера - "ваш счет пытаются взломать, срочно заберите деньги и передайте нам". Сегодня - "некто уже сейчас пытается получить от вашего имени кредит, вам необходимо снять деньги самому и передать нам". И так далее, и тому подобное. Жертвами мошенников часто становятся пожилые люди, доверчивые и беззащитные в силу возраста.

В век технологий многие удивляются: почему же нельзя быстро поймать мошенников по электронному следу? Ведь мир сегодня прозрачен. Как же аферистам удается уходить в тень? Принятый закон призван решить некоторые проблемы в данной сфере. Как подчеркнул председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, новация направлена на повышение защиты граждан от IT-преступлений.

"Предусматривается создание механизмов информационного обмена, по которым Банк России будет сообщать органам МВД о случаях или попытках перевода денежных средств без согласия клиентов", - прокомментировал он.

По статистике МВД, с 2013 года уровень преступности в сфере IT-технологий вырос более чем в 20 раз. По данным Банка России, количество операций по переводу денежных средств без согласия клиентов в 2021 году увеличилось на 33,8 процента и составило 1 миллион 35 тысяч операций.

Как подчеркивали разработчики закона в ходе его обсуждения, общая доля операций по переводу денежных средств без согласия клиентов, совершаемых с использованием приемов социальной инженерии, составила в 2021 году 49,4 процента. Под "социальной инженерией" как раз и подразумеваются случаи телефонного мошенничества. Аферисты различными способами, в том числе пугая людей, заставляют жертв действовать в определенном направлении. Снимать деньги и передавать "спасителям". Или называть "службе безопасности" свои номера и пароли.

"Эффективному противодействию подобным преступлениям мешает в том числе то, что срок рассмотрения банками обращений правоохранительных органов по фактам дистанционных хищений составляет до 30 дней. В результате затягивается принятие необходимых процессуальных решений и, как следствие, падает раскрываемость", - подчеркнул глава правления АЮР.

Закон будет способствовать повышению скорости расследования дел по фактам мошенничества при денежных переводах, указывают в Банке России.

"Сейчас при рассмотрении таких дел значительное время уходит на запросы данных и переписку между правоохранительными органами и банками, - рассказывают в Банке России. - Закон предусматривает подключение МВД к автоматизированной системе ФинЦЕРТ Банка России, в которой содержится информация об операциях, проведенных без согласия клиентов. Благодаря этому правоохранительные органы смогут практически в онлайн-режиме получать сведения о мошеннических операциях, в том числе о получателях похищенных денег. Обмен данными будет происходить с соблюдением всех норм банковской тайны".

В свою очередь МВД будет передавать в базу ФинЦЕРТ сведения о совершенных противоправных действиях. Банки - участники информационного обмена смогут учитывать эти данные в своих бизнес-процессах для предотвращения мошеннических переводов.

Закон вступит в силу 21 октября 2023 года. До этого момента регулятор и министерство заключат двустороннее соглашение, в котором будут определены виды сведений, порядок, сроки и формат их передачи, а также интегрируют информационные системы, рассказывают в ЦБ.

Кстати, эксперты рекомендуют гражданам: распознав мошенника, немедленно прекращайте с ним разговор.

Закон предусматривает подключение МВД к автоматизированной системе, где хранится информация о случаях снятия денег без согласия клиентов

"Не вступайте с ним в длинный диалог, не пытайтесь разыгрывать или хамить! Будьте бдительны и осторожны!" - предупреждают в Главном управлении региональной безопасности Московской области.

Некоторые граждане пытаются разыграть мошенников, изображая, что поверили, рассказывая сказки. Логика такова: мошенник потратит время и силы на сметливого гражданина и какое-то время не сможет звонить недогадливым. Мотив благородный, однако лучше доверить борьбу с аферистами профессионалам.

"Если существуют сомнения, не мошенник ли по ту сторону телефона, следует позвонить самостоятельно в ту организацию, от чьего лица представляются мошенники, и уточнить информацию", - говорит член АЮР Ольга Турунина.


Похожие материалы


ПФР


Семья


События


Спорт

Агропром    Акции    Антикоррупция    Арктика    Армия    Безопасность    Бизнес    Благотворительность    Благоустройство    Бюджет    Визит    Власть    Волонтёрство    Выборы    Выставка    Глубинка    Год молодёжи    Год семьи    Городское    Госдума    Госимущество    Госконтроль    Госпрограммы    Госуслуги    Губернатор    Даты    Добровольчество    Дороги    Доступная среда    Доходы    Духовное    ЖКХ    Законотворчество    Здравоохранение    Земляки    Импортозамещение    Инвестиции    Интервью    История    Кадры    Комфортная среда    Конкурсы    Конфликт    Край родной    Культура    Леспром    Майские указы    Международные связи    Мнение    Молодежь    Награды    Назначения    Нам пишут    Наука    Нацпроекты    Недвижимость    НКО    Нужна помощь    Облсобрание    Образование    Общество    Отдых    Официально    Память    По страницам газеты    Правопорядок    Президент    Происшествия    Прокуратура    Промыслы    Промышленность    Профессионалы    Путешествия    ПФР    Развитие    Районы    Регион    С праздником!    Связь    Семья    События    Соцзащита    Спорт    СТОПМОШЕННИК    Стратегия    Строительство    Судьбы    Творчество    Транспорт    Труд    Туризм    Финграмотность    Экология    Экономика    Энергетика    Юбиляры   

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.