ИНТЕРВЬЮ
17:30 / 03 января 2022

Онега из прошлых столетий: заключительная часть

Этой частью завершаем разговор об истории города с известным краеведом Василием Валентиновичем Елфимовым, автором новой книги об Онеге "Город в призме веков".

Примечателен тот факт, что в наш город в конце августа 1785 года, через пять лет после объявления указом императрицы Екатерины II Онеги городом, заезжал известный поэт Гаврила Романович Державин (1743-1816). Цель приезда была обозрение Архангельской губернии после назначения его на должность правителя Олонецкого наместничества. Гаврила Романович был также автором первого неофициального гимна России “Гром победы, раздавайся!” Пробыл в Онеге он всего один день, но, к сожалению, не оставил никаких описаний в путевых записках о нашем городе. В своё время сюда в Онегу также приезжал в 1791 году русский писатель и этнограф Петр Иванович Челищев (1745-1811), друг Александра Николаевича Радищева(1749-1802), поэта и философа, автора “Путешествие из Петербурга в Москву”. Петр Иванович написал целую книгу о наших краях “Путешествие по северу России в 1791 г.” Упоминания в Вашей книге об этих событиях имеется?

- Да. Есть. В книге сделана эта глава «Хронологическая летопись онежских событий». Начинается со страницы 402. Но книга-то Петра Челищева не про Онегу. Там есть только отдельная глава про наш город. Больше в ней идёт речь обо всём Севере Российского государства.

Тогда ещё в городе каменных зданий не было. Насколько известно, Онега была сплошь деревянная. Троицкий собор построили позднее. Церкви и храмы были, но все они были деревянными. После пожара в 1827 году город навсегда потерял уникальный деревянный тройник на Погощенской площади. Остаётся только догадываться, каким в те далекие времена представлялся наш город путешественникам. Однако есть очень хорошая визуальная подсказка, оставленная нам предками?

- Да. Это Атлас Архангельской губернии 1797 года, который снабжён панорамными рисунками Онеги со стороны реки, сделаны рукой подпоручика Афанасия Жукова с применением камеры-обскуры. На этих рисунках можно увидеть церковь Николая Чудотворца и Соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, а также колокольню, что стояли на месте Онежского Дворца культуры. Этот тройник выделялся особо и немного был похож на тройники в Чекуево, и Турчасово. Высота Успенского собора могла достигать по некоторым источникам 64 метра. В кратком описании приходов и церквей Архангельской губернии, указаны именно такие цифры. Однако в других источниках, например, в описи церковного имущества 1803 года указана высота 59,6 метров. Возможно, собор несколько раз перестраивали. Храм Николая Чудотворца был меньших размеров. Высота составляла 22 сажени (около 47 метров). Колокольня была на каменном фундаменте. В книге “Город в призме веков” есть красочные иллюстрации древнего тройника. Этот уникальный памятник деревянного зодчества сгорел от молнии в ночь на 20 июня 1827 года.

В Атласе Архангельской губернии на третьей панораме хорошо видны леса строящегося Троицкого собора, но не только его. На той же панораме видна и деревянная церковь во имя Святого Лазаря.

Василий Валентинович, расскажите что-нибудь о первом каменном храме в городе? Когда начали строить Троицкий собор? Сколько времени ушло на его постройку? Хотелось бы узнать, когда он был впервые освящён?

 

- Свято-Троицкий собор был заложен в 1796 году. Как известно на его строительство императрицей Екатериной II было пожаловано 8 000 рублей. Строительство продолжалось около 18 лет. Первоначально, в 1800 году освятили нижний храм во имя Архангела Михаила, а в 1814 году – верхний во имя Живоначальной Троицы

Любопытна история пожара в соборе 28 ноября 1848 года. Самое интересное, что так и не установили причину пожара? А ваша версия?

- Пожар мог возникнуть от искры, вылетевшей из трубы, но тогда можно предположить, что на колокольне находился какой-либо хлам, куда и попала искра. Либо сторож, который ходил на колокольню звонить к обедне, пользовался там открытым огнём. Других вариантов нет.

Многих также интересует история других онежских церквей и часовен? Когда были построены? Сколько их было всего в городе? Кроме Троицкого собора, той же кладбищенской Лазаревской? Сколько раз эта церковь перестраивалась?

- Если кратко о Лазаревской церкви, то сначала появилась деревянная, а потом каменная. Про все онежские церкви и часовни всё написано в книге. Там они все перечислены. И, главным образом, указано когда они были построены, а если не дошли до наших дней, то сколько времени простояли.

А вот ещё такой вопрос. Какие самые старые захоронения возле Свято-Лазаревской церкви? По плитам смотрел, видны захоронения 1880 года. Сейчас можно найти ещё старее?

- Плиты конца XIX века – это уже поздние. Мне попалась одна плита 1798 года, на которой указано имя Олонецкого купца Баженова. Плита, конечно, лежит уже не на месте захоронения, а перенесена в оградку, где захоронения семейства Воробъёвых.

Надпись на могильной плите стёрта или всё же на ней что-то можно прочитать?

- Да всё видно. Надпись читаемая. Если хорошо поискать, то, вероятно, можно найти и древнее. По логике, самые старые захоронения должны находиться вблизи от церкви. Я видел одну такую плиту позади алтаря, она была расколота на несколько частей, фрагменты утрачены. Но находилась на месте. Удалось прочитать, имена – Иван Гаврилович и Ульяния Петровна. Но год прочесть не удалось. По шрифту – древняя, конец XVIII века. Сейчас, вероятно, её уже не найти. Надеюсь, вы видели, что сейчас творится у Лазаревской церкви. Там сейчас всё перерыто вокруг. Много старых могил нарушили. Хоть и благое дело делается, но без ума. Я предлагал отцу Алексею Харинову, аккуратно снять верхний слой, чтобы не нарушать положение надгробных плит. Но, они всё сделали по-своему. Многие горожане этим недовольны…

Ко всему прочему, при ремонте под полом было найдено надгробие священника Николая Климентовича Шангина. Так вот его вынули из-под пола, и установили справа от входа, где место захоронения семейства онежских купцов Корчажинских. Я считаю, что это недопустимо. Это уже получается фальсификация истории. Если надгробие Шангина будет стоять там и далее, то через десятилетия и онежане, и гости города будут считать, что он похоронен именно здесь.

А самое последнее захоронение на Старом церковном кладбище?

- Одно из последних – рабочего лесозавода революционера и красноармейца Абрама Захаровича Гутина. Погиб при подавлении Ворзогорского восстания летом 1918 года. Могила за оградой со звездой. Похороны состоялись по новому ритуалу, без отпевания. В могилу рядом с гробом Гутина положили завернутую в красное знамя ампутированную ногу раненого в том же бою Ивана Семенюка – этот факт изложен в книге Г.Б. Дерягина и Л.А. Харлина – «Старая Онега».

А сам Семенюк Иван Антонович, который вместе с Абрамом Гутиным участвовал в подавлении Ворзогорского восстания, похоронен в братской могиле у Троицкого на которой 11 июля 1921 года был установлен памятник жертвам интервенции. Там же рядом, 5 июля 1925 года, установлен один из первых в стране памятников В.И. Ленину.

Где-то там же у Лазаревской церкви, в 1918 году был похоронен первый председатель Онежского горсовета – Евгений Моисеевич Шаревский. Так же некоторые потомки онежан, говорят, что тот или иной их предок, умерший в 1920-1930 гг. покоится на этом кладбище. Но, естественно, никаких подтверждающих документов этому нет.

Интересно узнать про Атлас Архангельской губернии. Откуда он взялся? Кто его разыскал? Почему раньше о нём нигде не упоминалось? Где оригинальный Атлас сейчас находится? Можно видеть увеличенные копии картинок с видами Онеги на плакатах и стендах, установленных возле Дворца культуры, около Свято-Лазаревской церкви и т.д.)

- Атлас этот существовал, как известно с конца XVIII века. Почему его ранее никто не публиковал и не рассказывал о нём, вероятно, потому что просто не знали или не искали. Известно, что атлас 1797 года существует в трёх экземплярах. Первый в РГВАИА – Российский государственный военно-исторический архив в Москве. Второй в РГИА – Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге. Где находится третий, я точно не знаю. Пользовался тем, который находится в Санкт-Петербурге.

Кроме трёх перечисленных выше каменных частных домов Воробьёва, Корчажинского, Дикина, построенных после пожара 1886 года, в городе были и другие более старые каменные постройки. Одним из самых старинных каменных зданий считается казначейство. Василий Валентинович, расскажите немного о нём. Ведь старше этого здания, только Троицкий собор?

- Здание казначейства, которое сохранилось и поныне, построено около 1915 года.

Об этом очень подробно написано в книге. Представлены документы разных лет по его строительству и ремонту. Ну, а Свято-Троицкий собор это и есть самое старое каменное строение, которому уже более 200 лет.

Василий Валентинович, какие известны самые старые фотографии города? Я видел фотографии времён интервенции и гражданской войны. Когда появились первые фотосалоны в городе? Сколько всего таких фотосалонов было до Революции? Кто стал первым фотографом в Онеге?

- Вопрос о первых фотосалонах до сих пор никем окончательно не изучен. Известно, что в начале XX века было открыто несколько, о них также кратко рассказано в книге. Много фотографий Онеги было сделано фотографом А. Волковым, но кто он был, и имел ли он фотосалон, неизвестно.

В Вашей книге есть фотография 1884 года из фондов Архангельского областного краеведческого музея. Может быть, есть ещё фото тех времён. Хотелось бы поподробнее.

- С датировкой фотографий очень сложно, если на ней не указана дата. Онегу фотографировали в основном приезжие фотографы. Тот же А. Волков. Откуда он? Есть некоторые сведения, что вроде как он был из Пскова. Может быть, он был из числа политических ссыльных? Не знаю. Много белых пятен в истории нашего города, ждут своих исследователей…

 С фото, наверное, тяжело с дореволюционными? А с фотографиями советского периода? Сейчас ведь город всё равно меняется. Изменилось много чего. Взять период с 1950 года по 1980. Даже с того периода много чего изменилось. Вот какие-то дома сфотографированные. С тех же ракурсов. Как они менялись? Такая есть картотека? Существует?

- Нет ни какой картотеки. Фотографии зданий разве что сохранились в онежском музее и да у Валентина Константиновича Кузьмина. Он мне много помог со старыми фотографиями. Разговаривал я с Иваном Николаевичем Веселовым – фотокорреспондентом газеты «Советская Онега», затем «Онега», но он в основном снимал людей. Много его фото имеется в онежском музее. Много было фотографий в редакции газеты, которые в своё время печатали в газете. Где они, не знаю.

Василий Валентинович, вернёмся к открытию памятника Александру Освободителю на Погощенской (Петровской) площади в 1911 года и открытию памятника Владимиру Ильичу Ленину в 1925 году. Известны ли имена фотографов, что запечатлели для нас эти исторические моменты в жизни города? Были ли другие фотографии этих же фотографов?

- Нет. Кто фотографировал, и были ли у этого фотографа ещё какие-то работы, неизвестно.

Вслед за фотографией и фотосалонами в Онеге появился, наверное, кинематограф? Известно ли, кто был владельцем первого кинозала? Где и в каком доме он располагался? Припоминаю из книг, что был такой “Рекорд”.

- О том, как в Онеге планировалось открыть первый кинематограф, также написано в книге. Планировал его открыть крестьянин Вологодской губернии – Фёдор Кузнецовский. Но, вероятно, он так и не осуществил свой план, так как первый кинематограф был открыт в июле 1913 году на Соборном проспекте, и назывался электро-театр «Рекорд». Это было, вероятно, специально построенное здание, и располагался он на участке между нынешней пожарной частью и Седуновым ручьём.

И всё же, Василий Валентинович, скажите, пожалуйста, чем отличается Ваше новое исследование от тех книг, что уже были?

- Если исходить из книги Геннадия Дерягина и Леонида Харлина “Старая Онега”. Много материала ими взято из архивов. Я сравнивал. Но они не касались переписи населения XVII-XVIII веков, плана города. Как развивался город, тоже у них не было написано. Но, книга “Старая Онега” – очень достойная и познавательная. Жалко, что авторы больше не выпустили из печати других книг. Так же взять, например, историю онежских улиц. Тему эту затрагивали и они, и А.И. Ульянов, но ни у кого не было приведено хотя бы приблизительных дат, когда та или иная улица получила своё название. Ведь некоторые улицы имели от двух до трёх наименований. В общем, пришлось порыться в архивах, и областном, и городском. Пересмотреть много постановлений и решений Онежского горисполкома, чтобы добиться истины. Про улицы собрано максимально всё, но только по исторической части города, в пределах плана 1817 года, утверждённого императором Александром II.

Как возникла идея написать книгу про Онегу? Что послужило толчком к созданию? Как и когда возник замысел? Скажу честно, что это одно из самых подробных исследований о нашем городе, которое мне доводилось читать.

    - Лет пять назад познакомился я с Альбиной Дмитриевной Шаховой из Москвы. Она вдова Николая Изосимовича Попова, который собирал много материала по истории Онеги. Альбина Дмитриевна передала мне его архив. Там в основном были газетные вырезки, черновые записи, картотека по персоналиям, по географическим названиям, литературе. Чувствовалось, что человек очень ответственно относился к каждой бумажке. Когда я проверял его материалы, то понял, что у нас с ним во многом сошлись мнения и мысли. Словно мы одинаково думали. Альбина Дмитриевна говорила, что у него была какая-то рукопись, которую он за некоторое время до своей смерти в 2007 году отдал кому-то на просмотр. Но, после его смерти, рукопись так и не вернулась. Николай Изосимович не онежанин. Он приехал сюда с родителями из Красноборского района Архангельской области. Родители работали на ЛДК, он здесь пошёл в школу и окончил 10 классов. Кстати он одноклассник известного онежского баснописца Николая Николаевича Лучинского. Вообще Николай Изосимович человек удивительной судьбы. По профессии он был океанолог. Совершил немало морских путешествий, в том числе побывал и в Антарктиде. Я читал его экспедиционные дневники, видел множество фотографий. Есть даже видеофильм из одной экспедиции, когда они пересекали экватор – «День Нептуна». Копия этого фильма была мною передана в Онежский музей. Ну и у меня также было собрано достаточное количество информации об Онеге. Частично пользовался наработками Николая Изосимовича, в основном картотекой. Однако, приходилось вновь искать источники и перепроверять. У него была составлена хронология событий по городу, по уезду и даже по губернии. Большая пачка рукописных листов. Я оттуда выбрал конкретно то, что было по Онеге, затем добавил туда свои материалы. Попадался довольно-таки уникальный, нигде не публикованный материал. Слой истории, который был упущен. Плюс в его картотеке были и онежские названия. Уже всё забылось. Что-то своё добавил. Вот так и получилось. Эта книга дань памяти ему. Хотел передать экземпляр книги его вдове, но вот беда, Альбина Дмитриевна Шахова уже около двух лет не выходит на связь. Мобильный телефон отключён. По домашнему телефону никто не отвечает. Знаю, что где-то в Онеге в посёлке лесозавода проживала её знакомая, которая следила за могилами родителей Николая Изосимовича. Может быть, она прочитает эту статью и свяжется со мной…

Какой тираж у Вашей книги?

- Первоначальный тираж основной книги “Город в призме веков” 150 экземпляров. Тираж приложения – 105 экземпляров. Практически всё разобрали сразу. Люди спрашивали и заказывали. Пришлось сделать дополнительный тираж – 50 экземпляров, но только первую часть. Этих книг ещё осталось немного.

Сложно издать такую книгу?

- Не только такую, но и любую. Всё упирается в финансы. Будут средства – всё можно сделать моментально. Посудите сами, если печатать на свои средства, то где взять сразу более 100 000 рублей простому российскому пенсионеру? Искал спонсора среди онежских предпринимателей, депутатов, но не нашёл. Все ссылались на неимение средств из-за пандемии. Понятно. Но, мир не без добрых людей. Нашёлся спонсор из Екатеринбурга, потомок одного онежского рода, о котором написано в приложении. Благодаря спонсору все библиотеки города и района, а также школьные библиотеки получили экземпляры. Большое спасибо всем, кто откликнулся и сделав предварительный заказ, произвёл оплату. Без вашей помощи, выйти на необходимый тираж было бы невозможно.

Сколько всего работали над книгой “Город в призме веков”?

- Около шести лет.

Как Вы пишете книги? С чего начинаете? Сколько времени собираете материал для новой книги?

- Обычно сначала собирается материал по какой-то отдельной теме. Попутно попадается что-то интересное, неизвестное, и это откладываешь. Ну, а потом уже садишься плотно работать со всем этим. Книга про Онегу, объёмная. Но много ещё материала можно было бы в неё поместить…

У Вас в приложении к основной книге идёт старинная перепись населения? Что это за переписи и откуда они появились? Из каких исторических документов и источников почерпнуты?

- Это так называемые переписи населения, начиная с Сотной на Турчасовский стан Каргопольского уезда письма Я.И. Сабурова и И.А. Кутузова 1556 года, что была распознана Ю. С. Васильевым. А начиная с 1615 до 1762 г. это уже моя личная работа и коллег-исследователей, кто мне помогал. Материал очень полезный кто занимается исследованием родословной. Вот, например, если у человека имеется архивная справка (исследование родословной), то она завершается материалами 1782 года (4-я ревизия). Так вот, используя все эти переписи, представленные в приложении, можно установить своих предков как минимум до 1600 года. Так же приведена ведомость записавшихся в купечество и мещанство при открытии города в 1780 году. Вот тогда-то и появились официально онежские фамилии.

Хорошо. Вот ещё такой вопрос. По фамилиям. Точнее о происхождении известных онежских фамилий.

- Ну, происхождение и образование всех онежских фамилий я не рассматривал. Рассказал только про три определённые фамилии, благодаря двум потомкам онежан, которые дали мне информацию о своих предках за XVIII-XX века. Было интересно провести хоть один онежский род от наших дней вглубь веков. А их оказалось три, и все между собой переплетены, что воистину правильно говорят: «Все люди братья!»

Какие фамилии?

- Корнишины, Казаковы, Чухаревы.

Василий Валентинович, какие планы у Вас на будущее?

- Сейчас идёт работа над историей деревень бывшей Городецкой волости – «Городок», как мы в обиходе называем. Очень тяжело собирался материал, но на сегодняшний день написано уже около 570 страниц. Объём большой. Большое спасибо городецким жителям – Лидии Николаевне Горбуновой, Людмиле Михайловне Шарковой, Надежде Валентиновне Романенко. Они охотно мне помогли и помогают по многим вопросам. Ещё с единомышленниками такое издание: «Книга памяти уроженцев и жителей Хачельского сельского совета – участников Советско-финской войны 1939-1940 гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Осталось достаточное количество материала, собранного в своё время Сергеем Павловичем Лапиным и Константином Дмитриевичем Анциферовым, который мы обрабатываем и дополняем новыми сведения с электронного ресурса «Память народа». В Онежском районе за всё время вышло две книги памяти в 2010 году и в 2015 году. 2020 год юбилейный уже прошёл, и ничего не издано. Список онежан погибших и пропавших без вести, выпущенный давным-давно, тоже надо бы переделать. Много в нём ошибок. Но местным органам власти, вероятно, это не надо. Поэтому, пока мы живы, мы сможем хоть частично что-то сделать. Жалко, что нас единомышленников мало…

Планировать что-то ещё, сложно. В Онеге и Онежском районе много нераскрытых тем, которыми хотелось бы заняться. Хватило бы здоровья и времени…

В преддверии большого праздника, чтобы Вы пожелали нашим читателям в наступающем Новом году?

- Пожелать можно многое. Желаю всем быть здоровыми оптимистами. Только здоровье и оптимизм, создают условия для нормальной жизни в любое время. Знать, изучать и помнить историю своей малой Родины и своей семьи. Сделать всё возможное, чтобы будущие поколения вспоминали вас долго-долго и только добрым словом. С наступающим Новым годом!

Большое спасибо за беседу! Творческих успехов Вам и здоровья! С нетерпением будем ждать новых книг! Думаю, Ваша книга займёт у многих онежан достойное место на полке, вместе с другими книгами о нашем родном городе. До новых встреч!

Беседовал Александр АНТИПОВ.

Похожие материалы



Арктика


Безопасность


Выставка

Агропром    Акции    Антикоррупция    Арктика    Армия    Безопасность    Бизнес    Благотворительность    Благоустройство    Бюджет    Визит    Власть    Волонтёрство    Выборы    Выставка    Глубинка    Год молодёжи    Год семьи    Городское    Госдума    Госимущество    Госконтроль    Госпрограммы    Госуслуги    Губернатор    Даты    Добровольчество    Дороги    Доступная среда    Доходы    Духовное    ЖКХ    Законотворчество    Здравоохранение    Земляки    Импортозамещение    Инвестиции    Интервью    История    Кадры    Комфортная среда    Конкурсы    Конфликт    Край родной    Культура    Леспром    Майские указы    Международные связи    Мнение    Молодежь    Награды    Назначения    Нам пишут    Наука    Нацпроекты    Недвижимость    НКО    Нужна помощь    Облсобрание    Образование    Общество    Отдых    Официально    Память    По страницам газеты    Правопорядок    Президент    Происшествия    Прокуратура    Промыслы    Промышленность    Профессионалы    Путешествия    ПФР    Развитие    Районы    Регион    С праздником!    Связь    Семья    События    Соцзащита    Спорт    СТОПМОШЕННИК    Стратегия    Строительство    Судьбы    Творчество    Транспорт    Труд    Туризм    Финграмотность    Экология    Экономика    Энергетика    Юбиляры   

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.