Онега из прошлых столетий
Продолжаем начатый разговор с известным краеведом Василием Валентиновичем Елфимовым, автором «Города в призме веков» и других книг об Онеге Онежском районе.
- Василий Валентинович, расскажите, пожалуйста, подробнее о доме Корчажинского.
- Двухэтажный дом, который мы все знаем, принадлежал онежскому купцу второй гильдии Александру Васильевичу Корчажинскому – сыну Василия Васильевича. В верхнем этаже располагались жилые комнаты, а в нижнем - магазин. По просьбе В.Д. Крыловой, она является праправнучкой Василию Васильевичу, по линии его младшего сына Петра, в 2000 году на здании была установлена мемориальная доска, о том, что здесь жил Василий Васильевич. Но купец второй гильдии В.В. Корчажинский умер 2 января 1876 года, а новый кирпичный дом построен уже после 1881 года на месте старого двухэтажного деревянного.
Когда праправнучка Василия Корчажинского заказывала табличку на здание, она уговорила городские власти, а те - долго не разбирались. Вот и допустили досадную ошибку. Мы ей потом сообщили, так как я с родственниками Корчажинского связь поддерживаю, они здесь в Онеге живут. Кстати, про этот дом Корчажинского мы писали в соавторстве с Галиной Викторовной Васильевой в четвёртом выпуске краеведческого альманаха «Онежский край в событиях и лицах» за 2018 год, в очерке под названием «Дом на Соборном».
- А что это за альманах? Когда и как он появился? С какой периодичностью выходит?
- Когда я приехал в Онегу, зашёл в городскую библиотеку. Спрашиваю: «Почему вы не выпускаете коллективных книг местных авторов-краеведов? У вас же наверняка есть люди, которые желают напечататься». Они ответили: «Нет, не выпускаем». Я им предложил сделать, они согласились. И вот в 2015 году выпустили в свет первый альманах, который был приурочен к 70-ти летнему юбилею Победы под названием «Шёл земляк тропою славы».
С тех пор ежегодно стали выпускать альманах. Тему обычно подбираю я, но обязательно согласовываю с директором библиотеки Валентиной Аркадьевной Негодяевой. К слову сказать, если бы не её помощь и желание выпускать такие краеведческие альманахи, наверное, всё бы остановилось ещё в 2016 году. А так мы продолжаем, и в этом году уже готовится к выпуску седьмой выпуск. Называться он будет «Православное Прионежье».
Как-то негласно меня сразу назначили главным редактором альманаха. Какой я главный редактор? Я просто предложил идею и всё.
Будем ли продолжать далее выпускать альманахи, покажет время. Мало в Онеге активных краеведов или желающих написать какое-то историческое исследование.
- «Православное Прионежье»… О православии, о вере, о храмах? Упор будет именно на этом?
- Да. Как говорится, с миру по нитке собрали материал о церквях, церковных приходах, священно-церковнослужителях. Большая часть представленного материала будет опубликована впервые, из-за этого седьмой выпуск альманаха будет иметь определённую историческую ценность. Предложений об участии в альманахе нами было разослано много, но откликнулись немногие. Объём - около 330 страниц.
- В альманах может войти статья только о православии в Онежском районе? Или может быть рамки темы несколько шире?
- Да. Можно взять и рассказать о каких-нибудь приходах из того же Плесецкого района. Потому что это территория близкая к Онежскому району. Часть территории нынешнего Плесецкого района ранее входила в Турчасовский стан Каргопольского уезда. Особенно интересен Владыченский приход. Если посмотреть по карте, это граница Онежского и Плесецкого районов. Место это исторически почти неисследованное.
- Тогда такой вопрос. Усть-моша или град Турчасов? Что являлось настоящим центром стана? Хотя ответ очевиден, раз стан Турчасовский. Однако… Вроде и град Турчасов упоминается, но опять же и Усть-моша никуда не пропала? Насколько я знаю, это было очень процветающее по тем временам поселение. Оно никак не уступало Турчасову. Если судить по церквям, по их количеству, то в Турчасово был всего лишь деревянный тройник, каковых довольно много, а в Усть-моше, кроме деревянных церквей, имелась и каменная. Это однозначно говорит о том, что поселение намного густонаселённее и богаче града Турчасова, по крайней мере, когда-то было. Если учесть, что Усть-моша и Турчасовский град существовали в одно время, то появляется вопрос. Становится непонятно, если центр в Турчасове, тогда почему богаче Усть-моша. Ведь именно по красоте и добротности строений судится о благосостоянии жителей. Значит, между ними существовало соперничество за влияние в стане? Или как? Но в Усть-моше было не три, а даже целых четыре церкви. Значит, Усть-моша много влиятельнее была и не могла быть никак в подчинении у града Турчасова?
- Опять же, с моей точки зрения, почему влиятельнее, потому что ближе к Каргополю. Ближе к центру уезда находилась и выше по течению. То есть торговые люди везли товары и в первую очередь останавливались там, а потом уже остатки всех этих обозов поступали сюда к нам.
Конечно, некоторые шли целенаправленно в нашу местность. Вот, к примеру, Городок (Рагонима). От него ничего не осталось, но осталось самое главное - название Городок. Это уже о многом говорит. То есть там было какое-то крупное поселение. Если смотреть по сотным и переписным книгам, там указана деревня Каменная. Название-то тоже откуда-то взято, то есть какие-то каменные постройки там были. У меня на этот счет своя гипотеза. Городок разорили либо турчасовцы либо ещё кто-то из конкурентов. Наверное, из тех, к кому позже товар поступал. Конкуренция была жесткая. Были и набеги врагов, которые у нас тоже любят расписать некоторые историки, что столько народу побили, столько-то домов сожжено. Эти кровавые описания не всегда соответствуют действительности. Пишут, что всё было полностью сожжено, но по переписным книгам как-то такого не видно. Вот, в частности, даже про Онегу. В начале XVII века сюда приходили грабители и воры. Как пишут некоторые в декабре 1613 враги сожгли Устье-Онежское поселение, где погибло 2325 человек. А в переписной книге 1615 года написано, что убит всего один человек и сожжен один двор. Кому и чему верить? Хотя некоторые исследователи говорят, что история была перелопачена и переделана. Тут сложно сказать. Факт в том, что каждый приводит свои гипотезы. Вот и я тоже привёл свою версию на основе таких документов. А если вы опровергаете её, то приведите доказательства и докажите обратное, но только опираясь на какие-то источники. Вообще краевед должен не только написать материал, представить свою гипотезу, но доказать это на основе каких-либо архивных документов.
Вот, например, занялся я историей деревни Пешельма в 2011 году. На тот момент было у меня всего две строчки из устных рассказов моей матери, которая там родилась. Стал искать по разным литературным источникам, когда же примерно образовалась деревня. Увидел немного информации в Кратком описании церквей и приходов, но там не было чёткой информации, где находятся первоисточники. Начал искать. Поиски места, где находятся данные первоисточники, продолжались три года. Наконец-то, всё-таки нашёл в Санкт-Петербурге в институте истории РАН.
Это «Копийная книга купчих Кожеезерского монастыря». В ней первая запись сделана в 1557 году. Последняя – в июле 1746 года. Вот там и нашёл первые сведения о Пешельме. Эта копийная книга тоже где-то в XVIII веке была переписана. Нашёл подлинные документы, так сказать, хоть и переписанные, но c указанием подлинников. Своими глазами увидел эти даты. Ну а дальше, материала больше и больше, стал исследовать шире, и набралось материала на целую книгу «Клещево поле», история Клещепольской волости, в состав которой входила Пешельма.
- Василий Валентинович, интересно, а что конкретно тогда продавали и покупали?
-Продавались деревни, дома, соляные угодья, земля... Всё что угодно, чем владел тот или иной крестьянин. Так же, в общем, как и сейчас. Не удивляйтесь словам «продавалась деревня». Тогда в XV-XVI веках деревней называли даже всего один двор с землёй. И человек мог владеть даже несколькими такими «деревнями».
- Хотелось бы поговорить ещё про исторические личности и их дома, которые вы упоминаете в книге. Где и какие стояли дома в городе? Чьи были самыми богатыми и известными?
- Торгующий крестьянин второй гильдии Иван Павлович Воробьёв. Двухэтажный каменный дом на углу проспекта Кирова и улицы Гоголя, в котором в наши дни на первом этаже размещается типография, а на втором - редакция газеты. Здесь тоже немножко ошиблись в описании на табличке. Не знаю, как сейчас, но на доме когда-то висела табличка, на которой были указаны инициалы его сына. Дом Александра Ивановича Воробьёва. Но строил-то его как раз Иван Павлович.
Есть дом купца Дикина - бывшая сберкасса. Сейчас этот дом принадлежит директору Дома отдыха «Кийский» и онежскому предпринимателю Алексею Степанову. На нём в 2013 году появилась табличка «Дом К.М. Дикина». Когда ездил в Архангельск, я заходил в контору по охране памятников, попросил исправить. Мне ответили: «Не можемНужно план-проект составить, затем согласовать. С вас требуется написать по этому поводу кипу всяких бумаг». В общем, оставил я эту затею с исправлением ошибки на табличке и пошёл другим путём.
Исследованием семьи Дикина занялся потому, что захотелось узнать, откуда же он к нам в Онегу приехал. Узнал. Приехал он из Каргополя. Скорее всего, был товарищ расчётливый, потому что женился на дочке самого богатого на тот период человека в городе торгующего крестьянина Ефима Швецова. Я, так думаю, тут только это повлияло, а может сам уже деньжат поднакопил.
По этим самым известным в городе трём каменным домам очень сложно найти документы. Конечно, про них много расписано. Но материалов по строительству не нашёл нигде, ни в одном архиве. Долго не мог понять, когда они появились. По справочникам определил, что произошло это где-то в 1888 -1889 году. Дом Корчажинского (бывшая милиция), дом Дикина и дом Воробьёва были построены примерно в одно время. Каменные, потому что в1886 году был большой пожар, один из самых больших за всю историю города.
- У вас пожарам в Онеге целая глава в книге отведена.
- Да. Их было достаточно много. Но таких больших и глобальных, когда много кварталов пострадало, множество домов сгорело, люди понесли большие убытки, было немного. Постарался все найти и расписать подробно последствия всех этих пожаров.
- Василий Валентинович, расскажите о пожаре 1886 года подробнее. Почему он возник?
- Отчего случались пожары в XIX веке? Можно уверенно сказать, тогда, как и сейчас, все пожары в основном из-за халатности.
Начался пожар в сарае (хозяйственном помещении) торгующего крестьянина Ефима Швецова. Было лето, что он там мог делать с огнём, нам неизвестно. Может кузница какая-то была… Короче говоря, полыхнул сарай, огонь перекинулся на дом полицейского правления, стоявший поблизости. Был зной, дело в июле было. Ко всему прочему подул сильный ветер с юга. Огонь было не остановить. Сгорело более 200 домов, почти все административные и торговые здания. Убыток был колоссальный около 250 тысяч рублей.
Продолжение следует.
Беседовал Александр АНТИПОВ
Фото из архива Онежского музея, автор - Елена Савина, май 2004 г.
Полный список книг, написанных Василием Елфимовым:
- «Средняя школа № 4. Вспоминая первое десятилетие» (К 50-ти летнему юбилею средней школы № 4). Архангельск, 2016.
- «Во имя жизни и свободы» (книга памяти уроженцев и жителей деревень Клещево, Кернежка и Пешельма – участников Советско-финской войны 1939-1940 гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). Онега, 2020.
- «Клещево поле» (историческое исследование о деревнях бывшей Клещепольской волости, в двух томах). Онега, 2020.
- «Память сильнее времени» (книга памяти уроженцев и жителей Городецкого сельского совета – участников Советско-финской войны 1939-1940 гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). Онега, 2021 .
- «Город в призме веков» (историческое исследование с приложением). Онега, 2021.
Буквально недавно, в конце октября, вышла в свет новая книга под названием «Эвакогоспиталь № 2754».