ИСТОРИЯ
17:40 / 23 декабря 2021

Онега из прошлых столетий

Продолжаем начатый разговор с известным краеведом Василием Валентиновичем Елфимовым, автором «Города в призме веков» и других книг об Онеге Онежском районе.

- Василий Валентинович, расскажите, пожалуйста, подробнее о доме Корчажинского.

- Двухэтажный дом, который мы все знаем, принадлежал онежскому купцу второй гильдии Александру Васильевичу Корчажинскому – сыну Василия Васильевича. В верхнем этаже располагались жилые комнаты, а в нижнем - магазин. По просьбе В.Д. Крыловой, она является праправнучкой Василию Васильевичу, по линии его младшего сына Петра, в 2000 году на здании была установлена мемориальная доска, о том, что здесь жил Василий Васильевич. Но купец второй гильдии В.В. Корчажинский умер 2 января 1876 года, а новый кирпичный дом построен уже после 1881 года на месте старого двухэтажного деревянного.

Когда праправнучка Василия Корчажинского заказывала табличку на здание, она уговорила городские власти, а те - долго не разбирались. Вот и допустили досадную ошибку. Мы ей потом сообщили, так как я с родственниками Корчажинского связь поддерживаю, они здесь в Онеге живут. Кстати, про этот дом Корчажинского мы писали в соавторстве с Галиной Викторовной Васильевой в четвёртом выпуске краеведческого альманаха «Онежский край в событиях и лицах» за 2018 год, в очерке под названием «Дом на Соборном».

- А что это за альманах? Когда и как он появился? С какой периодичностью выходит?

- Когда я приехал в Онегу, зашёл в городскую библиотеку. Спрашиваю: «Почему вы не выпускаете коллективных книг местных авторов-краеведов? У вас же наверняка есть люди, которые желают напечататься». Они ответили: «Нет, не выпускаем». Я им предложил сделать, они согласились. И вот в 2015 году выпустили в свет первый альманах, который был приурочен к 70-ти летнему юбилею Победы под названием «Шёл земляк тропою славы».

С тех пор ежегодно стали выпускать альманах. Тему обычно подбираю я, но обязательно согласовываю с директором библиотеки Валентиной Аркадьевной Негодяевой. К слову сказать, если бы не её помощь и желание выпускать такие краеведческие альманахи, наверное, всё бы остановилось ещё в 2016 году. А так мы продолжаем, и в этом году уже готовится к выпуску седьмой выпуск. Называться он будет «Православное Прионежье».

Как-то негласно меня сразу назначили главным редактором альманаха. Какой я главный редактор? Я просто предложил идею и всё.

Будем ли продолжать далее выпускать альманахи, покажет время. Мало в Онеге активных краеведов или желающих написать какое-то историческое исследование.

- «Православное Прионежье»… О православии, о вере, о храмах? Упор будет именно на этом?

- Да. Как говорится, с миру по нитке собрали материал о церквях, церковных приходах, священно-церковнослужителях. Большая часть представленного материала будет опубликована впервые, из-за этого седьмой выпуск альманаха будет иметь определённую историческую ценность. Предложений об участии в альманахе нами было разослано много, но откликнулись немногие. Объём - около 330 страниц.

- В альманах может войти статья только о православии в Онежском районе? Или может быть рамки темы несколько шире?

- Да. Можно взять и рассказать о каких-нибудь приходах из того же Плесецкого района. Потому что это территория близкая к Онежскому району. Часть территории нынешнего Плесецкого района ранее входила в Турчасовский стан Каргопольского уезда. Особенно интересен Владыченский приход. Если посмотреть по карте, это граница Онежского и Плесецкого районов. Место это исторически почти неисследованное.

- Тогда такой вопрос. Усть-моша или град Турчасов? Что являлось настоящим центром стана? Хотя ответ очевиден, раз стан Турчасовский. Однако… Вроде и град Турчасов упоминается, но опять же и Усть-моша никуда не пропала? Насколько я знаю, это было очень процветающее по тем временам поселение. Оно никак не уступало Турчасову. Если судить по церквям, по их количеству, то в Турчасово был всего лишь деревянный тройник, каковых довольно много, а в Усть-моше, кроме деревянных церквей, имелась и каменная. Это однозначно говорит о том, что поселение намного густонаселённее и богаче града Турчасова, по крайней мере, когда-то было. Если учесть, что Усть-моша и Турчасовский град существовали в одно время, то появляется вопрос. Становится непонятно, если центр в Турчасове, тогда почему богаче Усть-моша. Ведь именно по красоте и добротности строений судится о благосостоянии жителей. Значит, между ними существовало соперничество за влияние в стане? Или как? Но в Усть-моше было не три, а даже целых четыре церкви. Значит, Усть-моша много влиятельнее была и не могла быть никак в подчинении у града Турчасова?

- Опять же, с моей точки зрения, почему влиятельнее, потому что ближе к Каргополю. Ближе к центру уезда находилась и выше по течению. То есть торговые люди везли товары и в первую очередь останавливались там, а потом уже остатки всех этих обозов поступали сюда к нам.

Конечно, некоторые шли целенаправленно в нашу местность. Вот, к примеру, Городок (Рагонима). От него ничего не осталось, но осталось самое главное - название Городок. Это уже о многом говорит. То есть там было какое-то крупное поселение. Если смотреть по сотным и переписным книгам, там указана деревня Каменная. Название-то тоже откуда-то взято, то есть какие-то каменные постройки там были. У меня на этот счет своя гипотеза. Городок разорили либо турчасовцы либо ещё кто-то из конкурентов. Наверное, из тех, к кому позже товар поступал. Конкуренция была жесткая. Были и набеги врагов, которые у нас тоже любят расписать некоторые историки, что столько народу побили, столько-то домов сожжено. Эти кровавые описания не всегда соответствуют действительности. Пишут, что всё было полностью сожжено, но по переписным книгам как-то такого не видно. Вот, в частности, даже про Онегу. В начале XVII века сюда приходили грабители и воры. Как пишут некоторые в декабре 1613 враги сожгли Устье-Онежское поселение, где погибло 2325 человек. А в переписной книге 1615 года написано, что убит всего один человек и сожжен один двор. Кому и чему верить? Хотя некоторые исследователи говорят, что история была перелопачена и переделана. Тут сложно сказать. Факт в том, что каждый приводит свои гипотезы. Вот и я тоже привёл свою версию на основе таких документов. А если вы опровергаете её, то приведите доказательства и докажите обратное, но только опираясь на какие-то источники. Вообще краевед должен не только написать материал, представить свою гипотезу, но доказать это на основе каких-либо архивных документов.

Вот, например, занялся я историей деревни Пешельма в 2011 году. На тот момент было у меня всего две строчки из устных рассказов моей матери, которая там родилась. Стал искать по разным литературным источникам, когда же примерно образовалась деревня. Увидел немного информации в Кратком описании церквей и приходов, но там не было чёткой информации, где находятся первоисточники. Начал искать. Поиски места, где находятся данные первоисточники, продолжались три года. Наконец-то, всё-таки нашёл в Санкт-Петербурге в институте истории РАН.

Это «Копийная книга купчих Кожеезерского монастыря». В ней первая запись сделана в 1557 году. Последняя – в июле 1746 года. Вот там и нашёл первые сведения о Пешельме. Эта копийная книга тоже где-то в XVIII веке была переписана. Нашёл подлинные документы, так сказать, хоть и переписанные, но c указанием подлинников. Своими глазами увидел эти даты. Ну а дальше, материала больше и больше, стал исследовать шире, и набралось материала на целую книгу «Клещево поле», история Клещепольской волости, в состав которой входила Пешельма.

- Василий Валентинович, интересно, а что конкретно тогда продавали и покупали?

-Продавались деревни, дома, соляные угодья, земля... Всё что угодно, чем владел тот или иной крестьянин. Так же, в общем, как и сейчас. Не удивляйтесь словам «продавалась деревня». Тогда в XV-XVI веках деревней называли даже всего один двор с землёй. И человек мог владеть даже несколькими такими «деревнями».

- Хотелось бы поговорить ещё про исторические личности и их дома, которые вы упоминаете в книге. Где и какие стояли дома в городе? Чьи были самыми богатыми и известными?

- Торгующий крестьянин второй гильдии Иван Павлович Воробьёв. Двухэтажный каменный дом на углу проспекта Кирова и улицы Гоголя, в котором в наши дни на первом этаже размещается типография, а на втором - редакция газеты. Здесь тоже немножко ошиблись в описании на табличке. Не знаю, как сейчас, но на доме когда-то висела табличка, на которой были указаны инициалы его сына. Дом Александра Ивановича Воробьёва. Но строил-то его как раз Иван Павлович.

Есть дом купца Дикина - бывшая сберкасса. Сейчас этот дом принадлежит директору Дома отдыха «Кийский» и онежскому предпринимателю Алексею Степанову. На нём в 2013 году появилась табличка «Дом К.М. Дикина». Когда ездил в Архангельск, я заходил в контору по охране памятников, попросил исправить. Мне ответили: «Не можемНужно план-проект составить, затем согласовать. С вас требуется написать по этому поводу кипу всяких бумаг». В общем, оставил я эту затею с исправлением ошибки на табличке и пошёл другим путём.

Исследованием семьи Дикина занялся потому, что захотелось узнать, откуда же он к нам в Онегу приехал. Узнал. Приехал он из Каргополя. Скорее всего, был товарищ расчётливый, потому что женился на дочке самого богатого на тот период человека в городе торгующего крестьянина Ефима Швецова. Я, так думаю, тут только это повлияло, а может сам уже деньжат поднакопил.

По этим самым известным в городе трём каменным домам очень сложно найти документы. Конечно, про них много расписано. Но материалов по строительству не нашёл нигде, ни в одном архиве. Долго не мог понять, когда они появились. По справочникам определил, что произошло это где-то в 1888 -1889 году. Дом Корчажинского (бывшая милиция), дом Дикина и дом Воробьёва были построены примерно в одно время. Каменные, потому что в1886 году был большой пожар, один из самых больших за всю историю города.

- У вас пожарам в Онеге целая глава в книге отведена.

- Да. Их было достаточно много. Но таких больших и глобальных, когда много кварталов пострадало, множество домов сгорело, люди понесли большие убытки, было немного. Постарался все найти и расписать подробно последствия всех этих пожаров.

- Василий Валентинович, расскажите о пожаре 1886 года подробнее. Почему он возник?

- Отчего случались пожары в XIX веке? Можно уверенно сказать, тогда, как и сейчас, все пожары в основном из-за халатности.

Начался пожар в сарае (хозяйственном помещении) торгующего крестьянина Ефима Швецова. Было лето, что он там мог делать с огнём, нам неизвестно. Может кузница какая-то была… Короче говоря, полыхнул сарай, огонь перекинулся на дом полицейского правления, стоявший поблизости. Был зной, дело в июле было. Ко всему прочему подул сильный ветер с юга. Огонь было не остановить. Сгорело более 200 домов, почти все административные и торговые здания. Убыток был колоссальный около 250 тысяч рублей.

Продолжение следует.

Беседовал Александр АНТИПОВ

Фото из архива Онежского музея, автор - Елена Савина, май 2004 г.

   Полный список книг, написанных Василием Елфимовым:

- «Средняя школа № 4. Вспоминая первое десятилетие» (К 50-ти летнему юбилею средней школы № 4). Архангельск, 2016.

- «Во имя жизни и свободы» (книга памяти уроженцев и жителей деревень Клещево, Кернежка и Пешельма – участников Советско-финской войны 1939-1940 гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). Онега, 2020.

- «Клещево поле» (историческое исследование о деревнях бывшей Клещепольской волости, в двух томах). Онега, 2020.

- «Память сильнее времени» (книга памяти уроженцев и жителей Городецкого сельского совета – участников Советско-финской войны 1939-1940 гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.). Онега, 2021 .

- «Город в призме веков» (историческое исследование с приложением). Онега, 2021.

Буквально недавно, в конце октября, вышла в свет новая книга под названием «Эвакогоспиталь № 2754».

Похожие материалы


Транспорт



Арктика


Творчество

Агропром    Акции    Антикоррупция    Арктика    Армия    Безопасность    Бизнес    Благотворительность    Благоустройство    Бюджет    Визит    Власть    Волонтёрство    Выборы    Выставка    Глубинка    Год молодёжи    Год семьи    Городское    Госдума    Госимущество    Госконтроль    Госпрограммы    Госуслуги    Губернатор    Даты    Добровольчество    Дороги    Доступная среда    Доходы    Духовное    ЖКХ    Законотворчество    Здравоохранение    Земляки    Импортозамещение    Инвестиции    Интервью    История    Кадры    Комфортная среда    Конкурсы    Конфликт    Край родной    Культура    Леспром    Майские указы    Международные связи    Мнение    Молодежь    Награды    Назначения    Нам пишут    Наука    Нацпроекты    Недвижимость    НКО    Нужна помощь    Облсобрание    Образование    Общество    Отдых    Официально    Память    По страницам газеты    Правопорядок    Президент    Происшествия    Прокуратура    Промыслы    Промышленность    Профессионалы    Путешествия    ПФР    Развитие    Районы    Регион    С праздником!    Связь    Семья    События    Соцзащита    Спорт    СТОПМОШЕННИК    Стратегия    Строительство    Судьбы    Творчество    Транспорт    Труд    Туризм    Финграмотность    Экология    Экономика    Энергетика    Юбиляры   

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.