Как в ближайшее время могут измениться уроки отечественной истории
К концу года в Министерство просвещения России поступит концепция стандарта по всеобщей истории, начнется ее общественное обсуждение. В планах увеличение количества часов школьной истории и предложение о том, что уроки могут проходить в театрах и музеях. Какие еще меры собираются предпринять педагоги, чтобы их ученики имели адекватное представление о прошлом своей страны? Об этом рассуждает председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, академик Александр Чубарьян.
Одна из проблем школьной истории - использование внеурочного материала. Мы поговорили с учителями, Они предлагают включить уроки в музеях, библиотеках, архивах и театрах в образовательную программу. К слову, и в мире такой опыт существует. Например, во Франции часть уроков проходит в Лувре. А чем не подходит для изучения истории древнего мира, скажем, знаменитая египетская коллекция Музея изобразительных искусств имени А. С.Пушкина?Лучше провести этот урок прямо там, чем бездумно запоминать фамилии фараонов. Однако встает вопрос: как такие занятия вести в городах, где нет больших и серьезных музеев? Есть вариант онлайн-экскурсий. В Российском историческом обществе заслушали сообщение директора Исторического музея Алексея Левыкина, который предлагает сделать музейную онлайн-программу для школ.
Общаясь с учителями на съезде, мы хотели их послушать и выяснить, в какой мере используется сейчас стандарт. Действительно ли он стал основой для преподавания истории в школе? Что в нем изменить? Например, у педагогов есть серьезные сомнения в слишком подробном перечне обязательных к изучению исторических персонажей. Мало того, он не всегда корреспондируется с событиями, которые изучаются на уроках. Нуждаются в уточнении и некоторые формулировки стандарта, например, касающиеся революций.
Вопрос, как преподавать региональную историю, один из самых сложных. У нас нет большого опыта, но есть разные учебные пособия, которые сделаны в республиках и областях. Сейчас идет работа над их унификацией. На съезде предложили две вещи: внести краеведение в стандарт, а также подготовить рамочное рекомендательное письмо для всех регионов.
Если спросите о лично моем мнении, то я считаю, региональный компонент истории должен включать в основном культурно-этнографические сюжеты. А всю политическую составляющую оставить федеральным учебникам. Для решения этих вопросов на съезде учителей создана рабочая группа под эгидой Российского исторического общества, которая будет, в частности, следить, чтобы в местных и общероссийских учебниках не было противоречий.
Историческое сочинение, в том виде, в котором оно существовало в последнее время в современной школе, вызывало единодушное возражение учителей из-за формального подхода. Например, надо, чтобы в этом сочинении было упомянуто столько-то имен, столько-то дат и тому подобное. Идет подготовка другого варианта этой части ЕГЭ, в котором выпускник сможет показать, есть ли у него историческое мышление, понимание сути событий в историческом контексте. С моей точки зрения, нет никакой разницы, сколько событий пять или три, ты описал. Это должно быть некое эссе, и требования к нему мы тоже обсуждали с педагогами.
Делегаты недавно прошедшего съезда учителей также единодушно высказались за увеличение времени на школьное преподавание истории. Следует вернуть в учебный план три часа истории в неделю в 9 классе (в т. ч. при 5-дневной учебной неделе). Особенно это важно в связи с предстоящим включением в стандарт модуля "Введение в новейшую историю России". К слову, такое же решение принял и Всемирный конгресс историков. Оказалось, что это проблема не только наша, а и всего мира.
Ещё, в ближайшее время начнется общественное обсуждение стандарта для курса "Всеобщая история".
Стоит отметить, что у нас нет единой и законченной системы повышения квалификации учителей. Совместно с Академией просвещения при Минпросвещения России мы этот вопрос прорабатываем. И пришли к идее организовать на базе центров "Сириус", "Артек", "Океан" и других программы повышения квалификации для учителей истории и обществознания на основе интерактивных образовательных технологий. Это может быть в очном или дистанционном форматах. У меня есть контакты с "Сириусом". Думаю, что такие базовые центры нужно открывать во всех федеральных округах. В планах также создание единой цифровой платформы, содержащей банк лучших учительских практик уроков, мастер-классов, внеурочных мероприятий по истории и обществознанию. Там же можно расположить и качественный контент для создания педагогами собственных уроков (документы, карты, иллюстрации, схемы, видео- и аудиофайлы). Например, на базе проекта "РИО. Компас".