ГЛУБИНКА
12:20 / 18 июля 2021

Как живут герои фильма про почтальона Тряпицына

Российская газета узнала, что изменилось у героев реалистичной картины о жизни в глубинке Архангельской области после ее премьеры, и какие впечатления о съемках им запомнились.

загруженное.png

Восемь лет назад в деревню Вершинино на берегу Кенозера приехали киношники. Развели суету, повсюду ходили с камерами. Вовлекли всех. Кто не снимался сам, тот готовил столичным гостям еду или возил их на моторной лодке в Косицыно и назад. Через два месяца беспокойные москвичи уехали. А вскоре фильм Андрея Кончаловского "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" получил "Серебряного льва" на венецианском кинофестивале. Так простые жители далеких архангельских деревень, сыгравшие в ленте самих себя, внезапно стали известны на весь мир.

Если пересмотреть фильм и со свежими впечатлениями приехать в Вершинино, чувствуешь себя, как в Голливуде - на каждом шагу люди с экрана. Впрочем, сами они и к своему кинематографическому опыту, и к самому фильму относятся сдержанно. То ли в силу северной суровости характера, то ли для них это действительно неважно.

С Алексеем Тряпицыным мы встретились в разгар белых ночей. Он уже давно не почтальон. Перебрался из своего родного Косицыно в относительно крупное Вершинино. Женился на Ольге, продавщице из деревенского магазина. В фильме, кстати, есть и она, и магазин. Работает начальником местной пожарной части. Пожары, к счастью, здесь случаются редко, поэтому время поговорить есть. Хоть и странно это - о чем говорить-то…

А давай с самого начала. Жил-был Леха Тряпицын в своем Косицыно…

Алексей Тряпицын: Нормально жил. В школу ходил. Первые три класса - там, в Косицыно, потом в Вершинино в интернате восьмилетку заканчивал. Сельскохозяйственный техникум по направлению от совхоза, армия. После службы в Северодвинск уехал, там шесть лет отработал. А потом девяностые начались, все стало разваливаться - ну я и вернулся, на почту устроился.

И однажды стал актером…

Алексей Тряпицын: Вначале девчонки от киногруппы приехали. Как вышли именно на меня - не знаю. Но позвонили: мол, приедем фильм делать документальный. Сказали, что от Кончаловского. Фильмы его я не смотрел, но фамилия знакомая. Ну приезжайте, чего уж. Девчонки приехали, прокатились с камерой со мной по всем деревням - где чаю попьем, где так поговорим. Отвезли то, что сняли, Кончаловскому. Вскоре позвонили: выбрали Кенозерье и меня.

Потом мне рассказали, что группа давно уже по России ездила, героя искала. Говорят, уже почти утвердили персонажа из-под Вологды. Все подошло: и место, и фактура. Только сам герой оказался неразговорчивый, слова из него не вытянешь. Хотели уже везти сниматься вместо него артиста. А тут я - и покатал, и рассказал всякого, и на гармони сыграл…

В общем, нагрянули киношники с аппаратурой. Я, конечно, маленько подрагивал: как это я - да в кино, непривычно. Но потом приехал Кончаловский, мы с ним поговорили. Нормальный мужик оказался. Ну и начали.

Сценарий дали?

Алексей Тряпицын: Да какой там сценарий! По сценарию ничего не получилось бы. Во-первых, мне его просто не выучить. Во-вторых, я бы все время думал, какие там слова говорить надо. Страшно представить. А тут произвольно, как в жизни.

Не было никаких планов. Они вечером соберутся, думают-обсуждают, ничего не говорят. Утром встанешь - и только тогда узнаешь, что делать. Многое родилось во время обедов: мы с Кончаловским едим и разговариваем. Он, например, спрашивает: "Как картошку копаете?" Лошадью, говорю. "О, завтра будете в кадре картошку копать". Так рано еще, подождать бы неделю-другую. "Ладно тебе, одну борозду спортим, не больше".

Или вот одна из главных сцен - кража лодочного мотора. Тоже за обедом. Спрашивает, воруют ли. Отвечаю, что сейчас нет, а в прежние годы, у знакомых - да, бывало. "Давай сделаем". Так у меня ж лично не крали, зачем я буду врать? "Но случаи-то бывали? Значит, снимаем".

Зубы я себе сделал накануне съемок - тоже в фильм вошло. Вот тебе и сценарий.

Неловко, наверное, было поначалу?

Алексей Тряпицын: Ну а как же иначе, если несколько камер рядом с утра до вечера. Но потом привык. Да и Кончаловский интересный человек. Свысока не глядит, на все вопросы отвечает. С нами тут ходил - не скажешь, что знаменитый режиссер. Чеснок прямо с грядки мог сорвать, не брезговал. А во время сцены с похоронами и рюмку водки выпил, не стал спрашивать, не палена ли.

triap2.jpg

Разве похороны были настоящие?

Алексей Тряпицын: Самые настоящие! Гроб, баржа, на которой его везут (у нас кладбище на острове) - все по правде. Так совпало. Сын умершей бабушки был в кругу персонажей, с которыми я по фильму якшался. Женщина та во время съемок умерла. Спросили разрешения - он дал согласие снимать.

Помнишь, как в первый раз увидел фильм?

Алексей Тряпицын: В Архангельске был показ. Нам организовали автобус - все из деревни, кто хотел, могли поехать. Полный зал был.

И как впечатления?

Алексей Тряпицын: Да у всех по-разному. Чтобы кому-то вот прямо сразу очень понравилось - такого не припомню. Я-то поначалу вообще ничего не понял. Странный формат. Фильм вроде бы ни о чем… Второй раз повеселее было. Потом дома на диске смотрел несколько раз. И как-то привык. О чем фильм? Этой мыслью я и не задавался. Было - и прошло. Хорошо, что было.

Витя Колобок - тот сразу сказал: "Ой, нет, мне не понравилось".

Кстати, как он сейчас?

Алексей Тряпицын: Ох, плохо. Никуда не выходит, зрение потерял. Тоже переехал из Косицыно в Вершинино. Первое время, когда журналистов было много, навещали его. А сейчас уже неудобно к нему посторонних водить.

К слову, в фильме Колобка озвучивал актер Бурунов. Остальные своими голосами говорили. А я единственный ездил на озвучку. Тоже интересный опыт. Скажем, когда надо было озвучить эпизод, где я лежу под машиной, я тоже ложился, чтобы голос естественно звучал. И все такое.

А после выхода фильма у тебя был год славы. И на "Модный приговор" тебя приглашали, и к Урганту.

Алексей Тряпицын: Ну а что, позвали - я и поехал. "Модный приговор" - это же интересно. Хотя бы на Бабкину живую посмотреть. Я там, кстати, потом второй раз был. Дело было так. Два-три года назад сидели за столом с родственниками, праздновали 8 Марта. Невеста брата жены в шутку говорит: "Леха, мне бы на "Модный приговор" попасть". Я отвечаю: "Не вопрос, устрою". Написал в "Фейсбук", и уже на следующий день ей перезвонили: "Приглашаем вас на съемки". Она обалдела! Мне пришлось ехать с ней. Сказали: обязательно должен быть. Сценарий придумали, гармошку заставили везти, частушки петь. Ну ладно, съездил. Мне как-то не особо зашло. Надо было на ходу импровизировать, а после съемок уже времени много прошло, я забыл, как оно все бывает, заменжевался, запутался.

А вот у Урганта было хорошо. Там все по-простому, никакой подготовки. Спросил - ответил, без напряга, легко и весело.

В рекламе какой-то мази еще звали сниматься. Я не поехал.

Ну и поклонницы, наверное, появились. Письма писали?

Алексей Тряпицын: Писали всякое. Кто просто так, кто - познакомиться, приехать в гости. А я что, у меня к тому времени уже Оля появилась… Одна женщина даже посылку прислала, то ли из Финляндии, то ли из Щвеции. В ней - картофелечистка и корм коту.

Коту? Тому самому, серому британцу из фильма?

Алексей Тряпицын: Да. Его из Москвы привезли для съемок, да так мне и оставили. Замечательный был кот. Умер совсем недавно, 12 мая. Я расстроился страшно, даже всплакнул.

В фильме есть эпизод про кикимору. Побывав в Кенозерье, понимаю, что он появился не зря. Если где и живет всякая сказочная нечисть, то именно здесь. Ты как, веришь?

Алексей Тряпицын: Я не знаю. Вот так дома сидишь - не веришь, а в лесу заблудишься - сразу заверишь.

Мне доводилось блуживать. Вроде дорога рядом, а выйти на нее никак. Тот же Колобок по три дня хаживал. Ягодами питался, ночевал под елкой. Места-то знакомые, да что толку, если забудешь, откуда пришел, а вокруг одинаковый белый мох да болото… Самое простое, что советуют, - переодеть всю одежду вплоть до трусов на левую сторону. Ну или компас с собой носить.

Сколько в фильме настоящего Тряпицына, а сколько - выдуманного персонажа?

Алексей Тряпицын: Пятьдесят на пятьдесят. Ну вот, например, был там эпизод с деньгами - типа я пошутил, когда привез пенсию, не додал тысячу. В жизни я бы так никогда не сделал. С деньгами какие могут быть шутки? Репутацию себе подорвать можно моментально.

А как насчет финала? Реальный Тряпицын тоже предпочел бы городу глухую деревню?

Алексей Тряпицын: Так в деревне и проще, и интереснее. Я когда молодой был - все в город тянуло. А сейчас приезжаю, две ночи ночую - и мне некомфортно там. Как жить в городе? Ну есть у тебя комната, да хоть пять - ты все равно заперт в стенах. А тут выйдешь - и хоть на озеро, хоть в лес. Свобода.

А место силы у тебя есть?

Алексей Тряпицын: Косицыно, разумеется. Там все знакомо, все свое. А разве так не у каждого? Где родился, там и хорошо. Вот и весь разговор.

08GXugu_NJ4.jpg

Путешествие в Косицыно

Алексей привычно выводит в озеро моторную лодку, отталкиваясь на мелководье шестом, и мы держим курс на деревню Косицыно. Все густо напитано цветом и светом. Синь воды, золото вечернего солнца, зелень лесов, охра песчаных отмелей, чернота развалившихся срубов… Где-то на полпути притормаживаем у лодки с рыбаком.

- Иван, брат жены. В фильме тоже снимался. Хоть лица его там и не увидать. Дублером моим был. Где почтальон на моторке идет по озеру, - так это он в моей форме. А в жизни ценный мастер - церкви строит.

- Мне этих дублей никогда не забыть, - усмехается Иван. - Я посреди озера команды ждал и, чтобы время зря не терять, удочку закинул. Щука взяла. В ту же секунду звонят: гони, поднимаем вертолет, снимаем. Пришлось отпустить…

В Косицыно за семь лет почти ничего не изменилось. Все как в фильме: под этой огромной сосной Леха с сыном Ирины сидели у костра, на краю деревни - изба Вити Колобка, мимо дома Тряпицына ведет тропинка, по которой он брел, пошатываясь, к Валентине. Тут же и сама Валентина - та самая, что танцевала с ним на деревенских посиделках.

В доме Тряпицына тоже не избавиться от дежавю: печка, кровать, стол - все это мы уже видели ("Малехо двигали мебель, чтобы аппаратуру разместить, а так все по правде"). Алексей достает изрядно потрепанную гармонь и играет. Хорошо играет. Без ухарства и выпендрежа. С нежностью и душой.

- Я сколько себя помню, всегда на гармони играть хотел. Первую у родителей лет в шесть выпросил. Для меня это самое лучшее средство, чтобы привести мысли и сердце в порядок. Поиграл - и словно сам к себе вернулся...

Потом мы долго сидим с Валентиной и Алексеем за деревянным столом под незаходящим северным солнцем. Столетние родительские избы, невозмутимое Кенозеро, молочные белые ночи - все так же, как в их молодости, и в то же время совсем не так.

- Раньше здесь жизнь кипела. Народа много, рейсовый теплоход, как автобус, между деревнями ходил. А какие праздники были, а кадриль как плясали! Ох, как плясали кадриль! Нашу особенную - бешеную. Девки с одной стороны, парни - с другой. Сейчас так уже никто не умеет, музыку включат: бум-бум-бум - а что толку… Совхоз был, поля. Деревню напротив было видно, как на ладони. Сейчас на месте полей густой лес, и уже, конечно, ничего не разглядеть. Кустарник на берегу видишь? Был роскошный песчаный пляж. А как скотину держать перестали, так и зелень некому стало объедать - все заросло. Да и в деревнях уже почти никого не осталось... А фильм - он о жизни нашей. Не очень веселой, но и совсем не мрачной. Нормальный фильм. Хорошо, что сняли.

Текст и фото: Евгений Цинклер

Похожие материалы


Земляки


Край родной


Культура


Здравоохранение

Агропром    Акции    Антикоррупция    Арктика    Армия    Безопасность    Бизнес    Благотворительность    Благоустройство    Бюджет    Визит    Власть    Волонтёрство    Выборы    Выставка    Глубинка    Год молодёжи    Год семьи    Городское    Госдума    Госимущество    Госконтроль    Госпрограммы    Госуслуги    Губернатор    Даты    Добровольчество    Дороги    Доступная среда    Доходы    Духовное    ЖКХ    Законотворчество    Здравоохранение    Земляки    Импортозамещение    Инвестиции    Интервью    История    Кадры    Комфортная среда    Конкурсы    Конфликт    Край родной    Культура    Леспром    Майские указы    Международные связи    Мнение    Молодежь    Награды    Назначения    Нам пишут    Наука    Нацпроекты    Недвижимость    НКО    Нужна помощь    Облсобрание    Образование    Общество    Отдых    Официально    Память    По страницам газеты    Правопорядок    Президент    Происшествия    Прокуратура    Промыслы    Промышленность    Профессионалы    Путешествия    ПФР    Развитие    Районы    Регион    С праздником!    Связь    Семья    События    Соцзащита    Спорт    СТОПМОШЕННИК    Стратегия    Строительство    Судьбы    Творчество    Транспорт    Труд    Туризм    Финграмотность    Экология    Экономика    Энергетика    Юбиляры   

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.