Глаз не отвести
Выставка северного народного костюма «Во что девица рядилась» в Онежском районном музее поможет представить, что, выражаясь современным языком, было в тренде у наших землячек в 19-20-м веках прошлого столетия. В чём было принято выйти, что называется, и в пир, и в мир. Вещей из мужского гардероба здесь немного, что и понятно. А вот женская одежда представлена в полном ассортименте.
- У выставки четыре условных раздела, - знакомит с экспозицией старший научный сотрудник Онежского историко-мемориального музея Надежда Батина. - Это будничная, праздничная, промысловая одежда и городской костюм. Здесь можно близко рассмотреть характерные для тех времён фасоны.
Некоторые костюмы прошли реставрацию. Показать, что удалось собрать нескольким поколениям музейщиков, начиная с советских 70-х, очень хочется.
- Есть здесь вещи из Вологодской губернии и Каргопольского уезда, - рассказывает Надежда Александровна, - но немного. Большая часть, конечно, Онежский уезд. Вообще, каждый экспонат уникален. Но, наверное, жемчужина нашей коллекции - косоклинный сарафан из малинового штофа. Он самый почтенный, из представленных здесь, по возрасту. Мы полагаем, где-то третья четверть 19-го века. Украшен галуном, с пуговками из дутого серебра. Таких сарафанов на северо-западе может с десяток наберётся.
Он тоже, конечно, прошёл реставрацию. Это – праздничный наряд. Возможно, свадебный. К нему в комплект шла ещё девичья перевязка с понизью. Для особого случая. «Молодухи» - женщины, недавно вышедшие замуж, надевали его в первые годы после свадьбы по особым событиям. Такие наряды были достоянием семьи. Передавались по наследству от матери к дочери и так далее. Он ведь из шёлковой ткани. Она стоила дорого. И трепать подобные вещи в повседневной носке вряд ли кто-то решился бы. Так и тянет примерить. Правда размер не всем подойдёт.
- До нас, как правило, доходят старинные S-ки и M-ки – такая расшифровка размеров более понятна молодёжи. А все потому, что и носили их женщины в молодости. Только, в отличие от нас, бережно хранили. Хотя, набрав с годами вес, уже не могли в них нарядиться.
Ещё один сарафан из фланели – попроще. Если присмотреться, заметим, что подол подбит более дешёвой, ситцевой тканью. Обычно в комплекте с сарафаном полагается пояс, но они встречаются реже.
Другое дело - рабочая одежда. По большей части льняная. Иногда были смесовые ткани. Например, лён и шерсть. Расцвечивали чаще всего природными материалами. А в тканях подороже использовали импортные красители, «аглицкие» - как их называли. Продавались они на ярмарках. В моде тогда, как видно, были малиновые, бирюзовые, красные, жёлтые цвета. Такая расцветка походит на шотландский килт. И есть объяснение. Просто нехитрое полотняное переплетение - простейший узор. Потому встретить его можно в одежде простых людей самых разных континентов. Другое дело – жемчужная вышивка.
«Жемчуг: сокровище онежских рек»
Уникальная выставка под таким названием прекрасное дополнение к экспозиции северного народного костюма. Первая в своем роде экспозиция об истории добычи речного жемчуга на территории Архангельской губернии, а точнее Архангельского, Кемского и Онежского уездов. В последнем промысел, судя по всему, был особенно развит. По крайней мере чаще всего с ним связывают именно его территории, в районах рек: Хайноручей Сывтуга, Кожа, Нименьга и Малошуйка.
Проект осуществлен силами трех сторон: Автономной некоммерческой организацией содействия развитию культуры и туризма «Онежский берег», ООО «Лямицкий берег» и Онежской районной администрацией.
Выставка расскажет об истории промысла, технологии добычи и использовании жемчуга в народной культуре Русского Севера. А еще познакомит с современной интерпретацией жемчужного шитья.
В экспозиции представлены декорированные речным жемчугом экспонаты конца 19 - начала 20 веков. Здесь можно увидеть головные уборы, нагрудные и ушные украшения крестьянок Архангельской и Олонецкой губерний, а еще так называемые реплики – максимально точные копии подлинных музейных образцов.
– Каргопольские кокошники - самый, наверное, знаменитый головной убор замужней женщины в конце 19-начала 20 вв, декорированный речным жемчугом, - поясняет директор АНО «Онежский берег» Елена Заварзина.
Таких образцов сохранилось достаточно много в коллекциях разных музеев, что доказывает - головной убор был популярен.
Еще один экспонат - каргопольская перевязка. Головной убор, который носили во время праздников девушки до замужества.
А вот вологодский почелок -это как раз реплика. Выполнена по музейному образцу. Материалы уже современные, но жемчуг использован натуральный.
Пинежский венец - тоже копия. Подлинные образчики таких вещей встречаются крайне редко. Аутентичными изделиями могут похвастаться немногие музеи.
В витрине под стеклом старинный кокошник в деталях. В таком виде головной убор достался создателям выставки, и было решено показывать его как есть. Древний конструктор на заметку современным модельерам.
Экспозицию выгодно украшают картины онежского художника Евгения Шарапова. Графичные изображения выполнены по архивным описаниям - визуализируют жемчужный промысел. Глядя на полотна легко представить, как онежские ловцы добывали жемчужницу со дна рек, в раковинах которой и находили заветное жемчужное зерно.
Приобщиться к корням через предметы старины, впрочем, не такой уж и глубокой, можно до 28 мая.
А еще один сюрприз, который устроители выставки готовят для земляков, – поделился секретом один из организаторов, директор ООО «Лямицкий берег» Александр Минин - издание книги по результатам большой изыскательской работы.
Ирина АЛЕШКОВА.
Фото Виктора КУЗНЕЦОВА.