Настроение в красках
В рамках акции «Сумерки искусств» в Онежском музее открылась выставка работ Татьяны Евгеньевны Зарапиной.
Не один десяток лет Татьяна Евгеньевна не только сама рисует, занимается декоративным творчеством, но учит азам живописи детей. Её воспитанники, в основном учащиеся первой школы, не раз становились победителями творческих конкурсов разного уровня. Теперь у них и у всех онежан есть возможность познакомиться с картинами, поделками талантливого педагога, приоткрыть завесу во внутренний мир художницы.
-«Настроение» - так Вы, Татьяна Евгеньевна, решили назвать выставку. Насколько важно оно при рисовании и как влияет на конечный результат?
-Ничего не получится, если нет настроения, потому что начало работы – только под настроение. И только в этом случае и будет хороший результат.
-Настроение и впечатление – близкие понятия. Именно от впечатления родилось революционное в своё время направление в живописи – импрессионизм. Что Вам ближе: классическое изображение действительности или с нотками импрессионизма?
-Детей я учу и тому, и другому. А мне ближе абстракция! Это полное наслаждение. Кандинский – эталон абстракции. Конечно, от классики никуда не деться, это основа. Если ребёнок почувствует, что такое классика, он всегда может отойти немного в сторону и пофантазировать. Это и будет импрессионизм – фантазия на почве классики.
-Какой жанр живописи Вас больше вдохновляет?
-Пейзаж. И натюрморт. Я не портретист.
-У Вас есть любимый цвет?
-Голубой. Цвет весеннего и летнего неба, цвет пробуждения.
-Какой вид красок предпочитаете?
-Очень люблю акрил. Хотя и говорят, что профессиональные художники работают маслом, акрил ничуть не хуже. Акварель сложна, гуашь выцветает при высыхании, её нужно закреплять. Акрил же – изумительная краска, стараюсь детей постепенно приучать к нему.
-На Ваш взгляд, есть ли настроение у красок?
-Конечно. Акрил или акварель – настроение разное. Даже по текстуре. Акварель – это лёгкость, нежность…
-Насколько это важно для человека в любом возрасте – рисовать? И важно ли?
-Это важно! Когда взрослые говорят: «Мы не умеем», но переходят на правополушарное рисование и видят результат – у них глаза ребёнка! Это изумительно! Правополушарное рисование – новое веяние. Взрослые как дети, их просто нужно научить. Но есть такие дети, которые интуитивно чувствуют, что нужно рисовать, в седьмом-восьмом классах уже начинают вырабатывать свою технику. Только учителем рисования я работаю 28 лет, это огромный опыт. Общаться с детьми – одно удовольствие, особенно с младшими школьниками. Они очень любят мастер-классы. Когда видят, что у них получается, глаза горят ещё больше. Это здорово!
-В своей аннотации к выставке Вы упоминаете, что работы, включённые в неё – не шедевры. Всегда ли нужны только шедевры?
-Нет, конечно. Рисование – это работа настроения. Поэтому и выставку я так назвала. Шедевры получаются не всегда. Есть одна из последних картин. Она мне нравится. Профессионалы, возможно, скажут, что она кустарная. А мне нравится, потому что это результат настроения. Когда мы смотрим работы других художников, мы часто недопонимаем задумку автора. А она должна быть в каждой картине.
Так и в каждой картине Татьяны Евгеньевны Зарапиной есть внутреннее «я». Увидеть, разгадать, почувствовать – задача зрителя. Между прочим, кроме живописи, Татьяна Евгеньевна пробует себя во многих других направлениях творчества. Почти все они в виде работ автора представлены в выставочном зале. Нет настроения? Приходите в музей, на новую выставку, здесь вы его обретёте!
Ольга ГОЛОВЧЕНКО.