ГУБЕРНАТОР
10:38 / 12 февраля 2020

Губернатор Поморья Игорь Орлов - об итогах 2019 года

За счет чего в Архангельской области снижается отток населения? Каким образом в Арктике можно увеличивать надои молока? Какие шаги сделаны для создания новой арктической авиакомпании? Об этом "Российской газете" рассказал губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

Игорь Анатольевич, с какими результатами вступили в 2020-й?

Игорь Орлов: По многим экономическим показателям регион опережает средние по России: мы растем в строительстве, в объеме переработки ресурсов, в количестве инвестиционных и социальных проектов.

Так, средняя заработная плата в Архангельской области по итогам 10 месяцев 2019 года оценивается в 47,9 тысячи рублей, что составляет около семи процентов роста по отношению к 2018 году. Раньше наше внимание часто обращали на то, что при увеличении номинальной заработной платы реальная снижалась. В 2019 году тенденция поменялась - реальная зарплата выросла на 1,9 процента. При этом мы смогли обеспечить стабильность выплат всем бюджетникам.

Важно отметить, что в Архангельской области стабильно растет валовый региональный продукт. Рост не ниже, чем в среднем по России.? По предварительным оценкам, в 2019 году ВРП достигнет почти 536 миллиардов рублей, для сравнения: в 2017 году он составлял 501 миллиард. Прирастаем уверенно: за восемь лет ВРП Архангельской области стал больше на 12 процентов.

Что касается доходов и расходов бюджета: если в 2012 году бюджет региона составлял 53 миллиарда, то в 2020 году мы запланировали расходы в объеме более 100 миллиардов: почти двукратный рост. Важно отметить, что он идет не на содержание аппарата, а направляется в социальную сферу, в инвестиции, в инфраструктуру: в свое время мы провели сокращение и снизили количество госслужащих с двух тысяч до 1200 человек, при этом сохраняя управляемость регионом.

Один из показателей развития экономики - демографический.

Игорь Орлов: Уровень заработной платы и ситуация на рынке труда крепко связаны. В регионе снижается миграционная убыль населения: за 10 месяцев 2019 года (с учетом приехавших и уехавших) - на 2561 человека по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Мы значительно снизили смертность: средняя продолжительность жизни в области превысила 72 года: с 2012-го она увеличилась на 2,8 года. В целом это хорошие показатели на уровне других регионов СЗФО.?Кстати, количество предлагаемых рабочих мест в регионе в два раза выше, чем безработных, - коэффициент напряженности составляет 0,5.

Да, численность населения Архангельской области снижается, в том числе в силу объективных причин. Отток людей был связан с изменением уклада и структуры бизнеса в базовых отраслях экономики, с внедрением новых технологий, в первую очередь - в лесной отрасли. Ведь то, что раньше в Архангельской области делали целые поселки, сегодня делает бригада из восьми человек. Но пик этого процесса мы прошли - новые инвестиционные проекты требуют новых рабочих рук.

События в Неноксе как-то повлияли на демографическую ситуацию в Архангельской области?

Игорь Орлов: Миграционная убыль (чистая миграция - разница между числом приехавших и уехавших) за 10 месяцев 2019 года снизилась на 52 процента. И еще о демографии: в регионе мы создали современную систему поддержки материнства и детства. К примеру, одними из первых начали выплачивать пособие на рождение первого ребенка. В 2020 году оно достигло 35 тысяч рублей, хотя начиналось с 12 тысяч. Пособие стимулирует мам вовремя принять решение о рождении первенца, это также хорошая поддержка для молодой семьи.

Расширили и категорию мам, которые могут претендовать на пособие. Хотя нижнюю планку, я считаю, нужно понизить - сегодня возраст для получения этой выплаты ограничен периодом от 20 до 25 лет. Принят в регионе и пакет законов, поддерживающий семью до того времени, пока ребенку исполнится три года. Мы платим материнский капитал при рождении третьего малыша: в 2020 году он увеличился до 105 тысяч рублей (был 50), и количество? получателей стало больше - свыше 13 тысяч.

Многодетным семьям мы предложили также право заменить получение земельного участка финансовой выплатой: чтобы семьи могли сами распоряжаться своими земельными ресурсами. Ввели жилищные субсидии при одновременном рождении троих и более детей - до двух миллионов рублей, сохранили компенсации по оплате коммунальных расходов, в том числе ввели компенсации затрат на вывоз ТКО.

Количество многодетных семей по итогам 2019-го увеличилось до 10 612 (в 2012 году их было менее семи тысяч). Кстати, социальный контракт, который мы теперь заключаем с многодетными семьями, за три года вырос с 25 до 80 тысяч рублей. Средства целевые - тратятся на развитие подсобных хозяйств, посещение дошкольных учреждений. А в целом в 2020 году объем средств на поддержку семей с детьми в Архангельской области составит более миллиарда рублей.

Чем будет обеспечиваться поддержка? Растет ли уровень инвестиций в экономику?

Игорь Орлов: По итогам 2018 года мы снизили объем всех инвестиций на шесть процентов. Но снижение произошло за счет уменьшения бюджетных вливаний - была закончена программа переселения людей из аварийного жилья, исчисляющаяся миллиардами рублей. При этом объем инвестиций бизнеса вырос на шесть процентов, что обозначает рост производства и новые рабочие места. То есть объективно мы ничего не потеряли. Кстати, все, что касается инвестиций бизнеса, все время идет с плюсом. К примеру, в 2017 году рост инвестиций в регионе составил 37,2 процента - в этом огромная заслуга бизнеса. Об итогах 2019 года пока рано? говорить, но ожидаем небольшого роста.

В Поморье могут появиться авиатакси и канатная дорога


Надо отметить, что в области создана система поддержки крупных инвестпроектов по всем направлениям: в лесном комплексе, добыче алмазов, рыболовстве, социальной сфере. Таких проектов у нас сегодня 20 с объемом инвестиций 225 миллиардов рублей и задачей создать более 10 тысяч новых рабочих мест до 2024 года. Половина проектов уже завершена.

Знаю, что архангельский бренд - треска - семь лет назад мог вообще исчезнуть с прилавков.

Игорь Орлов: В 2012 году Тралфлот - крупнейшее предприятие отрасли - был банкротом, речь шла о закрытии. Сегодня крупные архангельские компании, и в первую очередь, Тралфлот, вылавливают около 100 тысяч тонн рыбы, за прошедший год рост составил восемь процентов.

Этому предшествовали активная позиция региона в разработке новой стратегии отрасли, в том числе в сфере квотирования, проект приватизации Тралфлота, создание системы управления предприятием, поддержка инвестпроекта.

15 лет назад на многих "оставшихся в живых" сельхозпредприятиях Поморья ломали голову, чем накормить коров и как поднять надои. Сегодня, когда половину архангельских буренок доят роботы, к чему стремитесь?

Игорь Орлов: В 2012 году в регионе получили от одной коровы в среднем чуть более пяти тысяч килограммов молока в год. А в 2019-м - 7 тысяч 224. Рост - почти в 1,4 раза. Более того, сегодня агрофирма "Вельская" и сельхозпредприятие "Пежма" получают 10 тысяч - это рекорд для отрасли.

Наращиваем объемы, увеличиваем дойное стадо. К примеру, сегодня в устьянских Малодорах говорят уже о двукратном росте инвестиций в производство молока и двукратном увеличении поголовья за счет собственных ресурсов. Между тем регион выделяет агробизнесу субсидии на килограмм молока, поддерживает закупку техники, топлива, компенсирует расходы на капвложения.

В 2019-м было заявлено о том, что в области может появиться еще один ЦБК?Заявление актуально?

Игорь Орлов: Объем щепы, которая идет на производство целлюлозы, достаточно? большой, существует и перепроизводство, а значит, нужно создавать условия для его переработки, в том числе создавая новые предприятия. Очень хороший пример - пеллеты. В 2012 году объем их производства был нулевым. Сегодня мы подбираемся к миллиону тонн в год, причем переработчики не боятся инвестировать в новое производство.

Кстати, у "взрослых" компаний в лесной отрасли теперь и нулевой уровень отходов. Не забывайте, что в регионе создан также комплекс биотопливных котельных: в результате объем потребления углеводородных видов топлива снижен в четыре раза.

Когда появится новая арктическая авиакомпания, о которой заявляли в 2019-м?

Игорь Орлов: Архангельская область не может существовать без авиации - это аксиома. При этом авиакомпании, выполняющие социальную функцию, не способны выжить без поддержки государства. Второй авиаотряд, полученный регионом в собственность, требовал новых шагов развития. После анализа работы и смены управления авиапредприятием уже за первые девять месяцев оно получило прибыль 12 миллионов, а до этого прибыли практически не было. В результате мы нашли вариант снижении стоимости перелетов внутри Архангельской области на 30 процентов.

Сегодня, оценив авиационные и наземные активы, мы поступательно готовимся к созданию новой сильной арктической авиакомпании. Для формирования стратегии привлечены ведущие институты в области авиации: рассчитываем получить стратегию к июлю.

Кстати, многие с иронией отнесутся к идее создания в Поморье авиатакси. Между тем в моем представлении через три-пять лет идея станет реальностью. Так же, как и строительство в Архангельской области новых взлетно-посадочных площадок с созданием условий приема пассажиров, системы заправки судов. Сами видите - в этом году теплая зима поставила под угрозу связь с труднодоступными территориями: если не будем наращивать авиапарк, как будем жить дальше? А ведь малая авиация помогла бы решить многие проблемы: сегодня речь идет о модернизации в Поморье более 50 вертолетных площадок и взлетно-посадочных полос.

То есть на Кегостров, который хорошо виден с набережной Архангельска, скоро сможем летать на такси?

Игорь Орлов: Мне больше нравится идея протянуть туда канатную дорогу. Это очень комфортный и быстрый способ передвижения. Ничего неразрешимого в этом нет: не так давно в Кабардино-Балкарии я познакомился с работой трех таких дорог. Можно ли построить подобную у нас? Эту задачу будут решать профессионалы: они уже приглашены в Архангельск.

Кстати

В регионе запланированы и крупные вложения в инфраструктуру. Только в рамках нацпроекта "Чистая вода" будут реализованы инвестпроекты на сумму порядка четырех миллиардов рублей, восемь планируется начать в этом году. Таких средств у региона не было никогда. Уже завершено проектирование водоснабжения Каргополя, поселка Шалакуша, продолжается крупнейший проект по реформированию водоснабжения в Архангельске.

Похожие материалы


Выставка


Глубинка


Городское


Безопасность

Агропром    Акции    Антикоррупция    Арктика    Армия    Безопасность    Бизнес    Благотворительность    Благоустройство    Бюджет    Визит    Власть    Волонтёрство    Выборы    Выставка    Глубинка    Год молодёжи    Год семьи    Городское    Госдума    Госимущество    Госконтроль    Госпрограммы    Госуслуги    Губернатор    Даты    Добровольчество    Дороги    Доступная среда    Доходы    Духовное    ЖКХ    Законотворчество    Здравоохранение    Земляки    Импортозамещение    Инвестиции    Интервью    История    Кадры    Комфортная среда    Конкурсы    Конфликт    Край родной    Культура    Леспром    Майские указы    Международные связи    Мнение    Молодежь    Награды    Назначения    Нам пишут    Наука    Нацпроекты    Недвижимость    НКО    Нужна помощь    Облсобрание    Образование    Общество    Отдых    Официально    Память    По страницам газеты    Правопорядок    Президент    Происшествия    Прокуратура    Промыслы    Промышленность    Профессионалы    Путешествия    ПФР    Развитие    Районы    Регион    С праздником!    Связь    Семья    События    Соцзащита    Спорт    СТОПМОШЕННИК    Стратегия    Строительство    Судьбы    Творчество    Транспорт    Труд    Туризм    Финграмотность    Экология    Экономика    Энергетика    Юбиляры   

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.