Удивительная штука – судьба. Мог ли мечтать вчера ещё простой кяндский мальчишка Виталий Ащеулов, что спустя несколько лет окажется у истоков возрождения архангельского деревянного судостроения. И не где-нибудь, а в самой колыбели Российского флота – на Мосеевом острове в Соломбале. Но… Вот третий месяц уже, как строит поморский коч.
После армии Виталий, автомеханик по образованию, год был в поисках работы. С трудоустройством в Онежском районе непросто. Сначала планировал идти слесарем в родной колхоз. Но, как говорит, подвернулась подработка у кяндского «нового русского», который приехал из Костомукши и решил прочно обосноваться в деревне.
- А этой весной, 11 мая, позвонил мой руководитель, который возглавляет общественную организацию «Поморская экспедиция», Александр Шаларёв, - рассказал Виталий. - Он занимается исследованием населённых пунктов Белого моря. По туристическому направлению я бывал в походах с ним. Александр Анатольевич сказал, что в Архангельске создаётся бригада для строительства поморского коча: «Ты из деревни, умеешь работать с инструментом. Если есть желание, приезжай, может что-то получится».
В своё время лодки шили и в Кянде. Но Виталий, в силу возраста, тех мастеров уже не застал. Опыта никакого, а тут… Но решил рискнуть, попробовать.
- 17 мая я был в Архангельске. Когда пришёл, не понимал практически ничего. Не знал даже названий элементов судна. Шпангоут – ну палка и палка, - смеётся Виталий. - Меня взяли в бригаду (в цеху нас 4 человека), и мы начали работать.
Первый месяц был самый трудный. Когда закладывали киль, трудились от зари и до зари, без выходных. По проекту размеры коча - 19,2 метра в длину, 5,9 метра в ширину, водоизмещение - 60 тонн.
- Суда такого типа не строились в Архангельской области с конца 19 века, - продолжил рассказ Виталий. - В России подобным строительством сейчас занимается только одна судоверфь «Варяг» в Петрозаводске. Нормативов никаких нет. Чертежи и описание нашего поморского коча, нашли, вроде бы, в архивах.
О самом проекте подробно писали все областные СМИ. На официальной церемонии закладки судна закладную серебряную монету в его конструкцию поместил губернатор Архангельской области Игорь Орлов, сообщала пресс-служба регионального правительства.
Проект «Поморский коч» – это процесс воссоздания утраченного исторического объекта для использования его в современных условиях. Общая цель предполагает формирование межрегионального экспедиционного маршрута вдоль арктического побережья по объектам историко-культурного наследия российских северных районов и Западной Сибири, говорилось в пресс-релизе.
— Это удивительное событие, которое обязательно войдёт в историю нашего края. Восстанавливая традиции, мы отдаём дань уважения нашим предкам и закладываем будущее. Сегодня у нас в Архангельске, в местах, где изначально создавался российский флот, заложен не просто макет, а в современном прочтении то судно, которое подарило России Сибирь и многие другие земли, – отметил Игорь Орлов. – Это общественная инициатива, идея неравнодушных людей, которые любят свой край, сознают величие своей страны. Со своей стороны мы готовы оказать всю необходимую поддержку этому проекту, помочь воплотить мечты и знания, чтобы коч стал настоящим судном.
Точные сроки окончания строительства авторы проекта пока не называют.
— Мы находимся в поиске технологических, конструкторских решений. Хотим получить как экспертную оценку, так и совет, и помощь в отношении развития деревянного судостроения на севере, – поделился представитель Фонда поморского судостроения и арктического мореплавания, руководитель строительства Глеб Плетнёв. – Хотим создать собирательный образ традиционного поморского судна, чтобы дать возможность молодому поколению понять, в чём наши корни, двинуться экспедиционными маршрутами, которыми прошли наши предки и на Ямал, и в Сибирь. Ещё раз связать историю и современность.
Бригадир проекта, руководитель организации «Поморская экспедиция» Александр Шаларев рассказал тогда, что в строительстве коча будут применены знания и технологии, полученные участниками организации от истинных поморских мастеров, которые ещё живут в сёлах на побережье Белого моря.
За чертежи и точность их реализации в цеху отвечает член бригады Егор Ватлецов.
- Он популярно объясняет нам, как всё это делается, - продолжил Виталий. - Если чего-то не понимаем, сразу обращаемся к нему. Он показывает и консультирует по чертежам. Материал мы прострагиваем до нужного размера в соседнем цехе и потом клеим из деталей шпангоуты, бимсы, флоры. Некоторые детали заказывали на Севмаше. Я участвую в создании всех материалов и конструкций. Когда 21 мая заложили первую ветку, у всех было много радости. У меня остался кусочек спила, аккуратно прибранный на память.
Судостроение - процесс творческий. Коч – пилотное судно. Сейчас, когда вошли в нормальный график, уже понятны перспективы и объёмы работ. По словам Виталия, спуск на воду состоится уже в следующем году. Далее, предполагается продолжение проекта: возрождение судоверфи по своему профилю и приём заказов на строительство других видов деревянных судов.
- Мне это дело по душе. Утверждать сейчас пока рано, но если всё сложится, я свяжу с этим ремеслом своё будущее, - признался напоследок Виталий Ащеулов.
Игорь Петров.
Выпуск газеты "Онега" за 17 августа 2019 года.