ЗЕМЛЯКИ
8:00 / 01 февраля 2020

Лодейный подмастерье

Удивительная штука – судьба. Мог ли мечтать вчера ещё простой кяндский мальчишка Виталий Ащеулов, что спустя несколько лет окажется у истоков возрождения архангельского деревянного судостроения. И не где-нибудь, а в самой колыбели Российского флота – на Мосеевом острове в Соломбале. Но… Вот третий месяц уже, как строит поморский коч.

После армии Виталий, автомеханик по образованию, год был в поисках работы. С трудоустройством в Онежском районе непросто. Сначала планировал идти слесарем в родной колхоз. Но, как говорит, подвернулась подработка у кяндского «нового русского», который приехал из Костомукши и решил прочно обосноваться в деревне.

- А этой весной, 11 мая, позвонил мой руководитель, который возглавляет общественную организацию «Поморская экспедиция», Александр Шаларёв, - рассказал Виталий. - Он занимается исследованием населённых пунктов Белого моря. По туристическому направлению я бывал в походах с ним. Александр Анатольевич сказал, что в Архангельске создаётся бригада для строительства поморского коча: «Ты из деревни, умеешь работать с инструментом. Если есть желание, приезжай, может что-то получится».
В своё время лодки шили и в Кянде. Но Виталий, в силу возраста, тех мастеров уже не застал. Опыта никакого, а тут… Но решил рискнуть, попробовать.

- 17 мая я был в Архангельске. Когда пришёл, не понимал практически ничего. Не знал даже названий элементов судна. Шпангоут – ну палка и палка, - смеётся Виталий. - Меня взяли в бригаду (в цеху нас 4 человека), и мы начали работать.

Первый месяц был самый трудный. Когда закладывали киль, трудились от зари и до зари, без выходных. По проекту размеры коча - 19,2 метра в длину, 5,9 метра в ширину, водоизмещение - 60 тонн.
- Суда такого типа не строились в Архангельской области с конца 19 века, - продолжил рассказ Виталий. - В России подобным строительством сейчас занимается только одна судоверфь «Варяг» в Петрозаводске. Нормативов никаких нет. Чертежи и описание нашего поморского коча, нашли, вроде бы, в архивах.

О самом проекте подробно писали все областные СМИ. На официальной церемонии закладки судна закладную серебряную монету в его конструкцию поместил губернатор Архангельской области Игорь Орлов, сообщала пресс-служба регионального правительства.

Проект «Поморский коч» – это процесс воссоздания утраченного исторического объекта для использования его в современных условиях. Общая цель предполагает формирование межрегионального экспедиционного маршрута вдоль арктического побережья по объектам историко-культурного наследия российских северных районов и Западной Сибири, говорилось в пресс-релизе.

— Это удивительное событие, которое обязательно войдёт в историю нашего края. Восстанавливая традиции, мы отдаём дань уважения нашим предкам и закладываем  будущее. Сегодня у нас в Архангельске, в местах, где изначально создавался российский флот, заложен не просто макет, а в современном прочтении то судно, которое подарило России Сибирь и многие другие земли, – отметил Игорь Орлов. – Это общественная инициатива, идея неравнодушных людей, которые любят свой край, сознают величие своей страны. Со своей стороны мы готовы оказать всю необходимую поддержку этому проекту, помочь воплотить мечты и знания, чтобы коч стал настоящим судном.

Точные сроки окончания строительства авторы проекта пока не называют.

— Мы находимся в поиске технологических, конструкторских решений. Хотим получить как экспертную оценку, так и совет, и помощь в отношении развития деревянного судостроения на севере, – поделился представитель Фонда  поморского судостроения и арктического мореплавания, руководитель строительства Глеб Плетнёв. – Хотим создать собирательный образ традиционного поморского судна, чтобы дать возможность молодому поколению понять, в чём наши корни, двинуться экспедиционными маршрутами, которыми прошли наши предки и на Ямал, и в Сибирь. Ещё раз связать историю и современность.

Бригадир проекта, руководитель организации «Поморская экспедиция» Александр Шаларев рассказал тогда, что в строительстве коча будут применены знания и технологии, полученные участниками организации от истинных поморских мастеров, которые ещё живут в сёлах на побережье Белого моря.
За чертежи и точность их реализации в цеху отвечает член бригады Егор Ватлецов.

- Он популярно объясняет нам, как всё это делается, - продолжил Виталий. - Если чего-то не понимаем, сразу обращаемся к нему. Он показывает и консультирует по чертежам. Материал мы прострагиваем до нужного размера в соседнем цехе и потом клеим из деталей шпангоуты, бимсы, флоры. Некоторые детали заказывали на Севмаше. Я участвую в создании всех материалов и конструкций. Когда 21 мая заложили первую ветку, у всех было много радости. У меня остался кусочек спила, аккуратно прибранный на память.

Судостроение - процесс творческий. Коч – пилотное судно. Сейчас, когда вошли в нормальный график, уже понятны перспективы и объёмы работ. По словам Виталия, спуск на воду состоится уже в следующем году. Далее, предполагается продолжение проекта: возрождение судоверфи по своему профилю и приём заказов на строительство других видов деревянных судов.
- Мне это дело по душе. Утверждать сейчас пока рано, но если всё сложится, я свяжу с этим ремеслом своё будущее, - признался напоследок Виталий Ащеулов.

Игорь Петров.
Выпуск газеты "Онега" за 17 августа 2019 года.

Похожие материалы

Подписка
Российская газета
Госуслуги
Роскомнадзор
Сетевое издание "Онега"
НПФ в РФ
Предложите новость

Семья


События


Спорт


ПФР

Агропром    Акции    Антикоррупция    Арктика    Безопасность    Бизнес    Благотворительность    Благоустройство    Бюджет    Визит    Власть    Выставка    Глубинка    Городское    Госимущество    Госконтроль    Госпрограммы    Госуслуги    Губернатор    Даты    Дороги    Доступная среда    Доходы    ЖКХ    Законотворчество    Здравоохранение    Земляки    Инвестиции    Интервью    История    Комфортная среда    Конкурсы    Конфликт    Край родной    Культура    Леспром    Майские указы    Молодежь    Награды    Назначения    Нам пишут    Наука    Нацпроекты    Недвижимость    НКО    Нужна помощь    Облсобрание    Образование    Общество    Отдых    Правопорядок    Происшествия    Прокуратура    Промыслы    Промышленность    ПФР    Развитие    Районы    Регион    С праздником!    Связь    Семья    События    Соцзащита    Спорт    Стратегия    Строительство    Судьбы    Творчество    Транспорт    Туризм    Экология    Экономика   
Предложите новость

Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку технических файлов Cookies.