По-доброму
8 июня в России отмечался День социального работника – профессиональный праздник тех, кто приходит на помощь к людям с ограниченными возможностями здоровья, пожилым, маломобильным гражданам, многодетным семьям, чтобы оказать необходимую поддержку и содействие. 11 лет трудится на этом поприще сотрудник Онежского комплексного центра социального обслуживания Галина Юрьевна Касьянова, которая ведёт уход за своими подопечными в деревнях Большой Бор и Павловский Бор.
Служба социального работника в глубинке особая. Здесь нет, как в городе, маршрутных автобусов, нет супермаркетов, водопровода и центрального отопления. Поэтому на плечи Галины Юрьевны каждый день ложатся нехитрые, но очень важные обязанности – обеспечить шесть одиноких пожилых бабушек всем необходимым для обычной, нормальной жизни.
- Рабочий день начинается в девять часов, потому что с десяти открываются магазины, - начинает она рассказ. - Выходишь, заявки собрала и бежишь в лавку, чтобы хлеба достать всем. Надо успеть перехватить. Это ж деревня. В задачи входит помощь бабушкам. Всё, что попросят, то и делаю – принести воды, дров, продукты купить, полы помыть, кому-то бельё на речку свозить выполоскать. Некоторым, бывало, и поесть готовила.
В Павловском Бору, что за четыре километра, нет ни магазина, ни питьевой воды. Так что помимо сумок с продуктами приходится везти ещё и канистры. Иногда не по одному разу в день.
- Там у них у каждого дома колодец. Раньше народу много жило, вычерпывали, протока была. А сейчас очень мало жителей осталось, воду берут мало, и она застаивается. Получается жёлтая, как болотная. Они такую пить, конечно, не хотят, - объясняет Галина Юрьевна. - На чём попадёт везу. А то езжу на мотоцикле - на руле продукты, сзади канистры.
Чтобы легче было добираться, есть планы купить автомобиль. Поэтому, пока в отпуске, Галина Касьянова проходит курс вождения. В отсутствии профильного образования всем навыкам обучает жизнь.
- 10 классов окончила и всё. 90-е годы, в деревнях безденежье было, поэтому и никуда учиться не уехала. Всю жизнь в Большом Бору прожила, - делится она. - Работала в клубе уборщицей, потом заведующей на пекарне, а после сюда пригласили. Устроилась и пошла знакомиться с пожилыми людьми, к которым определили. Одинокие и семейные пары… Была у меня и 105-летняя бабушка. Раньше на нашем участке было два соцработника. Одной не управиться, делили. У меня только одиннадцать человек. Сейчас бабушек всё меньше и меньше, многие уходят из жизни. В деревне работы нет, молодёжь только на выходные приезжает.
Несмотря на то, что число подопечных сократилось, график работы Галины Касьяновой полный: понедельник, среда, пятница - Большой Бор, вторник и четверг - Павловский Бор. С утра и до вечера, домой только пообедать. Понимают, что это тяжёлая работа далеко не все. Некоторые, что подменяли, пока была в отпуске, не выдерживали и уходили. Приходилось возвращаться. Признаётся, самое сложное в работе – не физическая, а моральная усталость.
- Каждая жалуется – у меня ноги болят, то не могу сделать, это… Почти как у врача. Каждая со своим характером. Одна похвалит, другая обругает. Случаетя, что они без настроения, - продолжает Галина Юрьевна. - Раньше бывало, что и срывалась. Поругаешься, звонишь начальнику: «Не буду больше работать. Увольняйте». А она в ответ: «Галя, успокойся. Послезавтра к ней придёшь, и как ни в чём не бывало». Пришла, а она уже ничего не вспоминает. Поговорили, извинилась, работаем дальше. Можно, оказывается, проблему-то решить. Пожилые люди, они ведь как дети. Чем старше, тем младше ребёнок. А ещё пообщаться любят. Дома же сидят в основном. Дела сделаешь, надо посидеть. Чаю просят попить, поговорить. Приходится в режиме радио работать.
Слава Богу, всегда есть к кому обратиться за советом в трудной ситуации.
- Когда у меня проблема, обращаюсь к Людмиле Засименко. 26 лет работает в посёлке ЛДК, всегда подскажет, как решить, - отметила Галина. - И заведующая Виктория Владимировна Попова помогает советом, когда обратишься. Понимает нас, потому что тоже работала. Коллектив у нас очень хороший. И работа нравится, уже втянулась. Самое главное – хорошо относиться к бабушкам, чтобы чувствовали твоё внимание и заботу. По-доброму с ними надо.
Обслуживанием граждан на дому в Онежском комплексном центре социального обслуживания занимаются 35 социальных работников, сообщает служба. Это опытные специалисты, большинство из них в профессии много лет. Социальный работник может посещать получателя услуг как два раза в неделю, так и ежедневно, по потребности. В этом случае заключается договор на социальную услугу. Нередко специалисты социального обслуживания становятся практически членами семьи. Порой получатели услуг настолько привыкают к «своему» работнику, что отказываются принимать другого, например, в случае отпуска. Социальный работник стремится делать всё необходимое, чтобы люди были счастливы, довольны своей жизнью. В 2020 году они оказали услуги 230 гражданам пожилого возраста и инвалидам - 64 получателям на условиях без оплаты (бесплатно), на условиях частичной, полной оплаты 166 получателям. Из них: одному участнику ВОВ, восьми вдовам, 16 труженикам тыла, 81 инвалиду. Социальная работа - это возможность сделать мир вокруг лучше и измениться самому, становясь терпимее, внимательнее, добрее.
– В регионе сфера социального обеспечения постоянно дополняется новыми формами работы практически со всеми группами населения. Укрепляется материально-техническая база учреждений. Специалисты полны интересных идей и проектов, которые они успешно реализуют в своей практике. И мы видим, что с каждым годом в обществе растёт понимание значимости почётной профессии – социальный работник, – говорит исполняющий обязанности министра труда, занятости и социального развития Архангельской области Фёдор Терентьев. – Благодарю работников социальной сферы за их бесценный труд и желаю крепкого здоровья, благополучия и всего самого доброго.
Игорь ПЕТРОВ.